Э

Поиск по сайту   Для поиска  на странице нажмите "cntr+f"

 

 ЭБЕРТИСТЫ

- левая политическая группировка периода Французской революции, выделившаяся из рядов якобинцев на рубеже 1793-94 (А. Ф. Моморо, Ф. Н. Венсан, Ш. Ф. Ронсен и др.). Названы по имени одного из руководителей - Ж. Эбера. Требовали усиления террора, соблюдения максимума и др. В марте 1794 угрожали восстанием против Комитета общественного спасения. Осуждены Революционным трибуналом, казнены.

 

ЭВАКУАЦИЯ (лат. evacuatio, evacuo - опоражниваю)

- перемещение населения, предприятий, учреждений, имущества из местностей, находящихся под угрозой нападения террористов или подвергшихся стихийному бедствию (наводнения, землетрясения и т. п.);

- перемещение войск из ранее занимавшихся ими районов по военным или политическим причинам, а также на основании заключённых соглашений и договоров;

- вывоз из районов боевых действий в тыл раненых, больных, пленных, а также неисправного и излишнего имущества, трофеев и др. материальных средств.

ЭВГЕМЕРИЗМ

- рационалистическая доктрина, объясняющая происхождение религии посмертным или прижизненным обожествлением знаменитых или наделенных властью людей (по имени древнегреческого философа 4 в. до н. э. Эвгемера, автора утраченного утопического романа «Священная запись»).

 

ЭВИКЦИЯ (лат. evictio, от evinco - побеждаю, добиваюсь, отсуживаю)

- в римском праве, а затем в гражданском праве, отсуждение у покупателя приобретённого им имущества по основаниям, возникшим до продажи.

 

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА

- направление в этнографии 2-й пол. 19 в., сложившееся под влиянием эволюционного учения. Основные идеи ее представителей (Дж. Леббок, Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган): культурное единство человечества, общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным; различия в культуре разных народов - следствие разных ступеней их эволюции. Представители эволюционной школы исследовали главным образом брачно-семейные отношения и историю религий.

 

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio - развертывание)

- в широком смысле - представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле - представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

 

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. еudaimonia - счастье, блаженство)

- этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

 

ЭВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕврАзЭС) 

- международная экономическая организация ряда постсоветских государств (Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан), занимающаяся формированием общих внешних таможенных границ, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. В соответствии с Уставом ЕврАзЭС, статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе.С мая 2002 года наблюдателями стали Молдавия и Украина, с 2003 года - Армения.

 

ЭВРИКА (греч. heureka - я нашел)

- согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики. В переносном смысле — выражение радости, удовлетворения при решении какой-либо сложной задачи, возникновении новой идеи.

 

ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю)

- как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач (напр., механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с помощью контрпримеров и т. п.). Эти механизмы, в совокупности определяющие метатеорию решения творческих задач, универсальны по своему характеру и не зависят от конкретной решаемой проблемы;

- наука, изучающая эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении. Её основной объект - творческая деятельность; важнейшие проблемы - задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирования описаний внешнего мира (на основе классификаций типа периодической системы или систематики К. Линнея);

- специальный метод обучения или коллективного решения проблем. Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу ((т. н. сократические беседы: майевтика (греч. maieutike, букв. - повивальное искусство). Состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный  метод решения трудных проблем (получивший назв. "мозговой штурм") основан на том, что участники  коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.

 

ЭВТАНАЗИЯ (эйтаназия, эутаназия) (от греч. eu - хорошо и thanatos - смерть)

- намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным.

 

ЭВФЕМИЗМ (от греч. euphemia - воздержание от неподобающих слов)

- непрямое, смягченное выражение вместо резкого или нарушающего нормы приличия. Например, так, вместо "вы врёте" говорят "вы сочиняете", "вы ошибаетесь", "вы не вполне правы". В некоторых жаргонах наряду с "украшающими" эвфемизмами встречаются и обратные эвфемизмы, когда приличные выражения заменяются более грубыми, фамильярными, вульгарными (т. н. дисфемизмы), например, "дать дуба", "сыграть в ящик", "скопытиться" - вместо "умереть". Иногда подобные замены служат целям тайноречия (криптологии).

 

ЭГАЛИТАРИЗМ (франц. egalitarisme, от egalite - равенство)

- всеобщая уравнительность как принцип организации общественно-политической жизни; вульгарное извращение принципа социального равенства;

- идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения, как основу организации общественной жизни.  

В первоначальных формах в эпоху античности и средневековья был связан с требованием уравнительного передела земли. В эпоху раннего капитализма сложились два основных течения. Первое выступало за уравнение имуществ индивидуальных производителей при сохранении частной собственности (Ж. Ж. Руссо). Идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж. Ж. Руссо, пыталась осуществить якобинская диктатура. Второе течение, связанное с первыми утопиями, которые предлагали уравнительной распределение труда и продуктов на базе общности имуществ (напр., бабувисты; см. Г. Бабеф, а также в советское время "модный" принцип коммунизма - "от каждого по способностям - каждому по потребностям"). Принципы всеобщего аскетизма и грубой уравнительности, характерны для ранней коммунистической литературы и создания коммун в Советской России в  период Гражданской войны.  Особенно рельефное выражение получил в "казарменном коммунизме", нивелирующем способности и потребности людей.

 

ЭГИДА (от греч. aigis, род. п. aigidos)

- защита, покровительство.  "Под эгидой"- под защитой, под покровительством;

- в др. греч. мифологии щит Зевса-символ покровительства и гнева богов.

ЭГОИЗМ (франц. egoisme, от лат. ego - я)

- себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.;

- принцип жизненной ориентации, состоящий в превращении частных интересов в основной мотив деятельности и главный критерий оценки в отношении к обществу и окружающим.

Отражает процесс атомизации обществ, объединений, выделения из них самодовлеющих индивидов и замкнутых групп, страт  классов, для которых общественно полезная деятельность является и признаётся лишь средством утверждения и сохранения их особого социального положения. Превращение частного интереса в цель деятельности происходит объективно, делает принцип его универсальным мерилом человеческой (предпринимательской) активности, что нашло впервые свое отражение в философских, политико-экономических, моральных доктринах эпохи Просвещения (T. Гоббс, Б. Мандевиль, А. Смит, Д. Рикардо, К. Гельвеции, П. Гольбах, И. Бентам и этика утилитаризма и др.). В дальнейшем приверженность принципам эгоизма нередко приобретало крайнюю форму  индивидуализма и аморализма (M. Штирнер и др.). Обыденным нравственным сознанием ничем не ограниченный эгоизм всегда, так или иначе, осуждался; в качестве альтернативы ему был выдвинут принцип альтруизма.

 

ЭГОТИЗМ (англ. egotism, от лат. ego - я)

- самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах и значении.

 

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат. ego - я и центр)

- отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «я».

 

ЭДЕМ

- в библейской мифологии земной рай, местопребывание Адама и Евы до "грехопадения". В переносном смысле - страна вечного блаженства и наслаждения.

ЭДИКТ (лат. edictum, от edico - объявляю, приказываю)

- в древнем Риме адресованное всему населению властное распоряжение магистрата, имевшее обязательную силу до окончания срока его полномочий. Первоначально эдикты объявлялись устно, но со временем стали также записываться на выбеленных досках (album, отсюда - альбом) и выставляться на форуме для всеобщего сведения.

 

ЭДИЛЫ (лат. aedils, букв. - храмовники)

- в Древнем Риме младшие магистраты. Первоначально были помощниками народных трибунов, хранителями плебейского архива и казны в храме Цереры. В 367 до н. э. к паре плебейских эдилов прибавили пару эдилов патрицианских или курульных; с этих пор 4 эдила заведовали 4-мя районами города Рима: следили за чистотой улиц, за состоянием храмов и общественных сооружений, за рыночными ценами и мерами веса и т. д. Особенное значение имела их обязанность устраивать общественные зрелища: стремясь к высшим магистратурам, эдилы с помощью пышных представлений «покупали» голоса будущих избирателей. Эдилитет - вторая ступень на лестнице должностей. Обычный возраст эдила - 36-37 лет. Курульный эдилитет стал доступен плебеям с 364 до н. э.

 

ЭДИЦИЯ (от лат. editio - издание)

- научное издание текстов, преимущественно канонизированных (сочинения классиков, исторические или лингвистические источники, документы); одно из прикладных применений текстологии. Важнейшая задача эдиции - установление текста для издания на основе изучения его истории. Устанавливается текст, соответствующий творческому волеизъявлению писателя, освобождённый от посторонних наслоений и порчи, в частности от цензурных (и автоцензурных) искажений. Другую задачу составляет транскрипция текста: передача его современными приёмами орфографии и письма, при сохранении существа его содержания, а также лексических, морфологических, синтаксических и фонетических явлений языка издаваемого текста. Основная  задача эдиции - формирование справочного аппарата издания: сопроводительных статей, указателей и особенно комментариев. Решение всех вопросов эдиции зависит от типа издания (научное, популярное). В структурно-составном отношении это могут быть полные собрания сочинений, избранные сочинения, сборники произведений, издание отдельных произведений (документов).

 

ЭДУКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (Комиссия национальной эдукации) (Komisja Edukacji Narodowej; от лат. educatio - воспитание)

- в Речи Посполитой руководящий орган просвещения в 1773-1794 годах;

- фактически первое в Европе министерство просвещения.

 

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (по имени др. греч. баснописца Эзопа)

- средство политической борьбы, особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому обращались художественная литература, критика,  публицистика, лишённые свободы выражения в условиях цензорского гнёта (см. Цензура).

Как реакция на запрет касаться  определённых идей, тем, событий, имён "эзопов язык" выработал, например, в русской печати конца 18 - нач. 20 вв. систему "обманных средств", приёмов шифровки (и дешифровки) свободной мысли. Специфическую роль играли в ней басенные образы, аллегорические "сказочные описания" (особенно у M. E. Салтыкова-Щедрина, который и ввёл в широкий обиход выражение "эзопов язык."), полупрозрачные перифразы и псевдонимы (памфлет А. В. Амфитеатрова "Господа Обмановы" о царской фамилии), скрытые аллюзии и более прямые намёки, ирония ("исполненная такта", она была неуязвима для цензуры) и т. п. Обличения отечественной действительности вуалировались "зарубежной" тематикой, бытовая фраза становилась издёвкой (например, "Чего изволите?" - о газете "Новое время" А. С. Суворина). Читатель знал, что "великая работа" - это революция, "реалист" - К. Маркс, "исчезнувшие из хрестоматий" - В. Г. Белинский или H. Г. Чернышевский. В этом смысле "эзопов язык" был общедоступным и служил средством не только политической борьбы, но и реалистического искусства слова. С течением времени стилистика сатиры подчинила себе приёмы, характерные для "эзопова языка", и теперь политик, писатель прибегает к ним независимо от какого бы то ни было давления цензуры. Порознь и в совокупности взаимодействуя с другими способами словоупотребления, приемы "эзопова языка" стали чертами конкретных индивидуальных стилей (напр., "Остров пингвинов" А. Франса, произведения M. А. Булгакова, "Война с саламандрами", "Собачье сердце",  различные жанры научной фантастики (К. Чапек), юмора и сатиры (М. Задорнов).

 

ЭЗОТЕРИКА (англ. esoterica, от греч. esotericos - внутренний)

- совокупность понятий, учений, верований, основной смысл которых скрыт от обычных людей (профанов, простецов) и доступен лишь посвященным, прошедшим через определенные обряды и обладающим некоторой степенью познания. Эзотерические тексты - это как тексты, скрываемые от непосвященных, так и тексты, понимание которых невозможно без дополнительных знаний, «ключа», который передается только из уст в уста;

- с конца 20 в. под эзотерикой понимают, в первую очередь, разнообразные учения, которые возникли в новое и новейшее время на Западе с использованием религиозных представлений Востока, а также на Востоке для западной аудитории. Эзотерические учения используют понятия и терминологию индуизма (со всеми его разновидностями), буддизма (особенно дзэн), египетской религии, оккультизма, а также астрологии и др., составляя своеобразный синтез разнородных по происхождению представлений. В еще более узком смысле эзотерика употребляется как синоним наиболее популярных из этих учений - теософии Е. П. Блаватской, антропософии Р. Штейнера, агни-йоги Е. И. Шапошниковой-Рерих.

 

ЭЙЗЕНХАУЭР (Eisenhower) Дуайт Дэвид (1890-1969) - американский государственный деятель, 34-й президент США в 1953-1961, от Республиканской партии, генерал армии (1944). С декабря 1943 верховный главнокомандующий экспедиционными войсками союзников в Зап. Европе. В 1945 командовал оккупационными силами США в Германии. В 1950 - 52 верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО. В 1961 Эйзенхауэр выступил с предостережением о растущем влиянии военно-промышленного комплекса.

Автор так называемой "Доктрины Эйзенхауэра" - внешнеполитической программы правительства США на Ближнем и Cpеднем  Востоке, принятой после провала англо-франко-израильской агрессии против Египта (1956) и значительного ослабления позиций колониальных держав на Бл. и Cp. Востоке. Разработана при активном участии госсекретаря США Дж. Ф. Даллеса. Впервые была изложена в послании президента США Д. Эйзенхауэра конгрессу от 15 января. 1957, законодательно утверждена в марте 1957. Согласно доктрине президент США получал "право" предоставлять государствам Бл. и Cp. Востока военную и экономическую "помощь" и использовать по своему усмотрению американские вооруженные силы в этом районе. Установки доктрины означали стремление США произвольно и в одностороннем порядке решать вопросы войны и мира на Бл. и Cp. Востоке, вмешиваться во внутренние дела стран региона и осуществлять контроль над их внешней политикой.  Доктрина противоречила  не только ряду положений Устава ООН и международного права в целом,  но и конституционной практике США, так как наделяла президента фактически бесконтрольными военными полномочиями в обход конгресса США, что неоднократно использовалось на практике (например, агрессия против Ливана, 1958).

 

ЭЙКУМЕНА (экумена, ойкумена)

- населённая человеком часть земли.

 

ЭЙФОРИЯ (греч. euphoria)

- повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия, не соответствующие объективным обстоятельствам.

 

ЭКВИВАЛЕНТ (от лат. aequivalens - равнозначный, равноценный)

- предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком-либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой.

 

ЭКЗАРХАТ (от греч. exarchos - глава, начальник)

- военно-административная единица в Византии кон. 6-7 вв., управлявшаяся наместником (экзархом). Экзархаты создавались в окраинных областях (Равеннский экзархат, Карфагенский экзархат). Экзархаты послужили прообразом византийских фем;

- в православных церквах церковный округ, иногда объединяющий несколько епархий, пользующийся определенной самостоятельностью. Современная русская православная церковь имеет экзархат в Зап. Европе, Ср. Европе, Центр. и Юж. Америке, на Украине.

 

ЭКЗЕКВАТУРА (от лат. exequare - выяснять)

- в международном праве - официальный документ, удостоверяющий, что правительство принимающей стороны признает иностранного консула (главу самостоятельного консульского учреждения) в этом качестве. Выдачей экзекватуры завершается процесс аккредитации консула для работы в стране пребывания. Экзекватура подразумевает наличие у консула консульского патента, выданного направившим его государством. В тексте экзекватуры могут быть определены границы и состав консульского округа, где действительны полномочия консула (в ряде стран границы консульского округа описываются в отдельной дипломатической переписке);

- постановление судебных органов данной страны об исполнении решения иностранного суда.

 

ЭКЗЕКУТОР (от лат. exsecutor - исполнитель), в дореволюционной России:

- чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за порядком в канцелярии.

 

ЭКЗЕКУЦИЯ (от лат. exsecutio - исполнение)

- исполнение приговора (о смертной казни или телесных наказаниях); телесное наказание.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. exsistentia - существование) или философия существования

-  направление  философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-18 в России (Л. Шестов, H. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (M. Хайдеггер, К. Ясперс, M. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939-45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, M. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40- 50-х гг. Э. получил распространение и в других европейских странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии - Э. Кастелли, H. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок X. Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К экзистенциализму близки религиозно философские направления: франц. персонализм (Э. Мунье, M. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, P. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, M. де Унамуно, Ф. M. Достоевского и Ф. Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля. Экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственно нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Существование толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция. Для описания её структуры многие представители экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, которое сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть. Определяя экзистенцию через её конечность, экзистенциализм толкует последнюю как временность, точкой отсчёта которой является смерть. В отличие от физического времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д.  Временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы её конечности. Другим важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы.

 

ЭКЗО (от греч. eхo - вне, снаружи)

- часть сложных слов, означающая: внешний, наружный, посторонний, указывающая на связь с внеш. средой (напр., экзогамия, экзогенный, экзосфера, экзотика).

 

ЭКЗОТИКА (от греч. exotikos - чужой, иноземный)

- причудливые, необычайные особенности (природы, обычаев, искусства и др.) отдалённых стран.

 

ЭККЛЕСИЯ (греч. ekklesia)

- в Др. Греции наиболее распространённое название народного собрания. В полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) экклесия - верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть, избиравший должностных лиц. В полисах с олигархическим строем права экклесии были ограничены другими государственными органами типа советов и коллегий. В ряде полисов народные собрания имели другие специальные названия: апелла - в Спарте, агора - в Дельфах и городах Фессалии, алия - в Аргосе, Эпидавре, Геле, Акраганте. Экклесией называлось также место народных собраний;

- в христианстве - экклесия применялась в качестве названия  как общины верующих, так и всей церкви.

 

ЭКЛЕКТИКА (от греч. eklektikos - способный выбирать, выбирающий)

- соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Термин "эклектика" ввёл Потамон из Александрии (2 в.).

 

ЭКЛОГА (лат. ecloga, от греч. ekloge - отбор, выбор)

- законодательное сводное издание в Византии в 726. Представляло собой обработку извлечений из Кодификации Юстиниана и последующих актов византийских императоров (устава о земледелии и т. д.) с целью сделать законодательство менее громоздким и более доступным для населения В него включались главным образом нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА

- нанесение ущерба противнику путем воздействия на среду его обитания (загрязнение или заражение воздуха, воды, почвы, истребление флоры и фауны). Запрещена международным правом, что закреплено Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, принятой ООН в 1977.

 

ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и логос - слово, учение)

- наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология»  предложил в 1866 немецкий зоолог Э. Геккель, определив ее как "общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле  все „условия существования".

 

ЭКОНОМИКА (от греч. oikonomike, букв. - искусство ведения домашнего хозяйства)

- совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;

- хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства;

- экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).

 

ЭКОНОМИКС (англ. economics)

- отрасль экономической науки, раскрывающей на макро - и микроуровнях законы бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т. п. В западной экономической литературе 20 в. термин экономикс вытесняет термин политическая экономия.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМИССИИ ООН

- региональные органы, созданные Экономическим и социальным советом ООН для Африки (ЭКА) в 1958,  для Европы (ЭКЕ) - в 1947, для Латинской Америки (ЭКЛА) - в 1948. Высший орган - пленарная сессия (созывается, как правило, 1 раз в год). В период между сессиями практическую работу ведут: Исполнительный орган - Секретариат, вспомогательные органы (комитеты, подкомитеты, совещания экспертов, группы и т. д.) по отдельным отраслям экономики (напр., комитеты по электроэнергии, сельскому хозяйству, проблемам водных ресурсов и т.п.).

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

- система экономических мероприятий, осуществляемых государством. Представляет сложный механизм социально-экономического и политического маневрирования, осуществляется в интересах национального хозяйства. Включает в себя  программирование экономики, развитие государственного сектора, систему субсидий, антиинфляционные мероприятия, кредитно-финансовую деятельность, систему гарантий импорта-экспорта (таможенная политика) и т. д.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

- часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. Статистика ООН включает в экономически активное население также и безработных. Доля экономически активного населения составляет в среднем св. 45% в экономически развитых странах и менее 42% в развивающихся.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

- нарушение в ходе развития экономики; проявляется в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах и др.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ООН (ЭКОСОС)

- один из главных органов ООН. Состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН (квалифицированным большинством в 2/3 голосов) на 3 года с обновлением 1/3 членов каждый год. Очередные сессии ЭКОСОС созываются 2 раза в год. Ежегодно Совет избирает председателя и 2 заместителей. Постановления Совета принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов. ЭКОСОС имеет следующие постоянные и временные комитеты: экономический, социальный, по неправительственным организациям, по строительству и планированию, по природным ресурсам, по программе и координации конференций, по промышленному развитию, по науке и технике и др. Совет осуществляет свои полномочия через функциональные комиссии: б статистических, по народонаселению, социального развития, по правам человека (имеет подкомиссию по предотвращению дискриминации и защите нац. меньшинств), по правам женщин, по наркотическим средствам. Созданы постоянные региональные комиссии: для Европы, для Азии и Тихого океана, для Лат. Америки, для Африки и для Зап. Азии. Кроме того, с 1946 при ЭКОСОС создан Детский фонд ООН для помощи детям - жертвам войны и принятия мер по охране здоровья детей, под эгидой Совета функционируют и фонды технической помощи слаборазвитым странам, Совет по охране интересов населения несамоуправляющихся территорий и др.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

- совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленность и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению. Экономический потенциал зависит от количества трудовых ресурсов и качества их профессиональной подготовки, объема производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственных возможностей сельского хозяйства, напряженности транспортных магистралей и наличия транспортных средств, степени развития отраслей непроизводственной сферы, достижений науки и техники, ресурсов разведанных полезных ископаемых.

 

ЭКС (от лат. ех - из, от)

- часть сложных слов, означающая:  выход, выделение, извлечение наружу, несдержанность (например, экспедиция, экспатриация, экспансивный);  бывший (например, экс-президент, экс-чемпион); овладение, захват чужого (например, экспансия, эксплуатация);

- бытовое название члена ряда политических партий начала ХХ века в России (например, социалистов-революционеров ("эсеров"), РСДРП (б)), осуществлявших принудительное, насильственное изъятие (экспроприацию) ценностей для осуществления партийной деятельности.

 

ЭКСКУРС (от лат. excursus)

- отступление от главной темы изложения для освещения побочного или дополнительного вопроса.

 

ЭКСПАНСИЯ (от лат. expansio - распространение)

- расширение сферы господства, влияния, распространение чего-либо за первоначальные пределы (напр., территориальная, экономическая, политическая экспансия).

 

ЭКСПАТРИАЦИЯ (от экс... и лат. patria - родина)

- оставление родины (эмиграция), высылка за границу, добровольный выход из гражданства, лишение гражданства. Условия и последствия этих актов определяются национальными законами отдельных государств (о гражданстве и др.) и международными договорами.

 

ЭКСПЕДИЦИЯ (от лат. expeditio - приведение в порядок, поход)

- название некоторых учреждений в Российской империи (экспедиция заготовления государственных бумаг, Тайная экспедиция, Оренбургская экспедиция);

- поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием; группа участников такого мероприятия;

- отправка, рассылка чего-либо (напр., корреспонденции, грузов и т. п.);

- отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-либо.

 

ЭКСПЕРТ (от лат. expertus - опытный)

- специалист, приглашаемый для исследования политических. вопросов, решение которых требует специальных знаний;

- в праве лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое органами расследования, суда и иными государственными (напр., арбитраж) и общественными (напр., третейский суд) органами для проведения экспертизы.

 

ЭКСПЕРТИЗА (франц. expertise, от лат. expertus - опытный)

- исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т. д.

 

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

- количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов.

 

ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio- истолкование, объяснение)

- свод пояснений, содержащий сжатую информацию.

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ (от франц. exploitation - использование, извлечение выгоды)

- присвоение результатов чужого труда;

- разработка, использование природных богатств;

- использование средств труда и транспорта.

 

ЭКСПОЗЕ (франц. expose)

- краткое изложение какого-либо документа или выдержки из него;

- в парламентах - краткое сообщение премьер-министра или министра по вопросам текущей политики.

 

ЭКСПОРТ (от лат. exporto - вывожу)

- вывоз товаров или капиталов за границу.

 

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

- оперативное информационно-библиографическое издание, содержащее главным образом рефераты публикаций о важнейших открытиях, изобретениях в какой-либо области науки и техники.

 

ЭКСПРОПРИАЦИЯ (от лат. expropriatio - лишение собственности)

- принудительное (безвозмездное или оплачиваемое) отчуждение имущества, производимое государственными органами;

- лишение собственности. Юридически в зависимости от того, выплачивается ли вознаграждение или нет, различают такие её формы, как реквизиция и конфискация;

- лишение собственности и прежнего социального положения одного общественного класса другим, а внутри  класса - одного его слоя другим. Пример экспроприации внутри класса в силу законодательного акта - секуляризация церковных имений. См. так же экспроприация экспроприаторов.

 

ЭКСПРОПРИАЦИЯ ЭКСПРОПРИАТОРОВ

- начальный этап так называемого социалистического обобществления,  процесс ликвидации частной собственности в СССР посредством изъятия средств производства у собственников (эксплуататоров) в принудительном порядке и передачи их в собственность трудящихся. В результате победы Октябрьской социалистической революции 1917 была проведена национализация и установлена общественная собственность (государственная собственность) на основные средства производства - на землю, промышленность, железные дороги и т. д. Изначально (теоретически) В. И. Ленин предполагал и допускал возможность выкупа средств производства у буржуазии и помещиков, рассматривая возмещение как приём компромисса в целях мирного подчинения их интересам рабочего класса, приобщения их к общественно полезному труду под контролем социалистического государства. Однако в России после установления диктатуры пролетариата буржуазия оказала ожесточённое сопротивление новому строю, стала на путь контрреволюции. В этой обстановке острейшей классовой борьбы пролетариат подавил сопротивление эксплуататоров. Экспроприация экспроприаторов была проведена быстрыми темпами методом конфискации собственности капиталистов и помещиков.

 

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ (франц. exterritorialite - внеземельность, от лат. ех - приставка, означающая отделение, и territorialis - относящийся к данной территории)

- подчинение законам собственного государства и полный иммунитет от юрисдикции иностранного государства (Иммунитет дипломатический).

 

ЭКСТРАДИЦИЯ (выдача преступников)

- в международном праве передача государству лица, совершившего уголовное или международное преступление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного в отношении него приговора суда. Условия и порядок выдачи преступников регламентируются международным договором и национальным законодательством.

 

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (от экстра... и лат. polio - приглаживаю, изменяю)

- распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его;

- в статистике - распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период (экстраполяция во времени применяется для перспективных расчетов населения); распространение выборочных данных на другую часть совокупности, не подвергнутую наблюдению (экстраполяция в пространстве). Методы экстраполяции во многих случаях сходны с методами интерполяции.

 

ЭКСТРЕМИЗМ (лат. extremus - крайний)

- приверженность к крайним взглядам, мерам и действиям.  (обычно в политике). В дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо - действий, высказываний, взглядов и т. п. Экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового. Следовательно, политический экстремизм - это осуществление политики крайними методами. Порождает самые разные факторы политических, социально-экономических кризисов,  резкое падение жизненного уровня основной массы  населения, деформации политических институтов и структур, их неспособность решать назревшие вопросы общественного развития. Стремится, как правило, через хаос к авторитаризму и тоталитарному режиму, подавлению с помощь власти оппозиции. Так же может выражаться  в стремлении социальных или политических групп с помощью крайних (чрезвычайных, экстренных) мер ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политических амбиции их лидеров и др.

 

ЭКСТРЕННЫЙ (от лат. extra - вне, сверх)

- срочный, неотложный.

 

ЭКСЦЕСС (от лат. excessus - выход)

- крайнее проявление чего-либо; излишество (невоздержанность);

- нарушение нормального хода чего-либо (напр., общественного порядка).

 

ЭКУМЕНИЗМ (греч. oikumene - обитаемый мир, вселенная)

 - движение за объединение христианских конфессий, возникшее в начале XX века. Координатор движения за вероисповедное единство христиан - Всемирный совет церквей (образован в 1948 году), в который входят представители большинства протестантских и православных конфессий (Русская Православная Церковь - с 1961 года).

 

ЭЛЕКТОРАТ (лат. elector - избиратель)

- обобщающее наименование всех людей, имеющих право выбора  и потенциально участвующих в выборах любого уровня. Это слово далеко не новое и происходит от латинского «elector», что означает «избиратель», «выборщик»;

- все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие   в выборах соответствующего типа и уровня;

- та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, ее представителей или за данного независимого депутата.

 

ЭЛИТА

- высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий функции управления, развития науки, культуры и других областей общественной жизни. Различают как по признакам выделения элиты - политической (В. Парето, Р. Михельс), технологической (Дж. Бернхем), социально-психологической (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), так и по направленности — от антидемократических до либеральных. В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элиты.

 

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ

 - социально-философские и политические  концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества - элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей. Выразителями подобного рода идей были Платон, Конфуций. Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, - сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит. Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять. Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит. Однако как определённая система взглядов теории элит были сформулированы в 20 в. В. Парето и Г. Моска (Италия). Различность интерпретации термина «элита», когда одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи - наиболее одаренных, смещает акцент но то, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г.Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера. До 2-й мировой войны 1939-1945 Получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны - в США. Основные варианты: "макиавеллевский" (Дж. Бёрнхем, США), "ценностный" (Ла Валет, Франция), структурно-функциональный (Р. Даль, С. Келлер, США), "неоэлитизм" (Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие черты теории элит - история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определённых типов элит; неравенство - основа социальной жизни. Политические отношения,  власть рассматриваются в качестве основной части социальных отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения. В кон. 30-40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм (Германия) определяют, что отличительная черта демократии - это конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и "демократический оптимум элита-массы". В 60-70-х гг. на основе этих идей была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Даль) и идея их "консензуса" (согласия) относительно существующей политической системы (Дай, Цайглер). Лидером в современной российской элитологии признана Председатель Научного Совета РАПН, доктор политических наук, профессор кафедры политической теории МГИМО (У) МИД РФ Гаман-Голутвина О.В.

 

ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. emancipatio - освобождение сына из-под отцовской власти)

- освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин - предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни.

 

ЭМБАРГО (исп. embargo)

- наложение государством запрета (ареста) на ввоз другими странами или вывоз золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров (напр., оружия). В военное время по существу становится формой экономической блокады. В мирное время  применяется как мера воздействия, репрессалии или средство экономического и финансового давления на другие страны. Устав ООН предусматривает возможность установления эмбарго в качестве коллективной репрессивной меры в отношении государства, действия которого представляют угрозу международной безопасности.

 

ЭМБЛЕМА (от греч. emblema - вставка, выпуклое украшение)

- условное пояснение  понятия, идеи с помощью изображения (напр., голубь - эмблема движения сторонников мира).

 

ЭМИГРАНТЫ (от лат. emigre - выселяюсь, переселяюсь)

- лица, добровольно или вынужденно покинувшие по политическим, экономическим, религиозным и иным мотивам страну, гражданами которой они являются, и поселившиеся в какой-либо другой стране.

 

ЭМИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

- выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим, религиозным и другим причинам. Может быть постоянной ("окончательной") и временной, даже лишь сезонной, срок которой иногда лимитируется контрактом или другими условиями найма (напр., для уборки урожая и т. п.).

 

ЭМИР (араб. амир - повелитель)

- в странах мусульманского Востока правитель, глава государства, военачальник.

 

ЭМИРАТ

- в странах мусульманского Востока владение, государство, возглавляемое эмиром.

 

ЭМИССАР (от лат. emissarius - посланец)

- лицо, посылаемое в другую страну с неофициальной миссией.

 

ЭМИССИЯ (от лат. emissio - выпуск)

- выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг.

 

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт)

- направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

 

ЭНГЕЛЬ Эрнст (1821-96) - немецкий экономист, статистик. Известен главным образом изучением структуры бюджетов пролетарских семей. Обосновал ряд статистических закономерностей - «закон Энгеля», сущность которого состоит в том, что с ростом дохода семьи удельный вес расходов на пищу снижается, одежду, жилище, отопление и освещение сравнительно мало меняется, на удовлетворение культурных потребностей увеличивается. Отсюда следовало, что при прочих равных условиях доля дохода, расходуемая на пищу, может служить показателем уровня благосостояния данной группы населения.  Критик мальтузианства.

 

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820-95) - мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в г. Бармен (ныне Вупперталь, Германия) в семье фабриканта. В 1841-42, отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза - «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 - мае 1849 вместе с Марксом издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», в 1849 участвовал в вооруженном восстании в Юго-Зап. Германии. В ноябре 1849 переехал в Лондон, в ноябре 1850 - в Манчестер, где работал в торговой конторе, с 1870 жил в Лондоне; Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью 1 Интернационала. После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов. Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии» (1845); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Карлом Марксом; «Крестьянская война в Германии» (1850); «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886); «Диалектика природы» (1873-82, опубликована 1925); «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894).

 

ЭНЕРГЕТИКА

- энергосистема - топливно-энергетический комплекс страны, область народного хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. Ведущая область энергетики - электроэнергетика. В энергосистему входят системы электроэнергетические, снабжения различными видами топлива (продукцией нефтедобывающей, газовой, угольной, торфяной и сланцевой промышленности), ядерной энергетики, обычно объединяемые в масштабах страны в Единую энергетическую систему;

- энергетическая наука - наука о закономерностях процессов и явлений, прямо или косвенно связанных с получением, преобразованием, передачей, распределением и использованием различных видов энергии, о совершенствовании методов прогнозирования и эксплуатации энергетических систем, повышении кпд энергетических установок и уменьшении их экологического влияния на природу.

 

ЭНТРОПИЯ (от греч. en, tropē — поворот, превращение)

- в теории информации: величина, характеризующая степень неопределенности системы; в теории систем: величина, обратная уровню организации системы.

 

 ЭНЦИКЛИКА (лат. encyclicus, от греч. enkyklios - круговой, общий)

- послание римского папы ко всем католикам или к католикам одной страны по вопросам вероучения и общественно-политическим. По канонам католической церкви не подлежит обсуждению и обязательна к исполнению. Энциклики обычно пишутся на лат. языке и называются по первым словам текста, например: "Mater et magistra" ("Мать и наставница"). Также употребляется для обозначения посланий Ламбетских конференций (высший орган Англиканского союза церквей).

 

ЭПАРХ (греч. eparchos - правитель, начальник)

- в Византии градоначальник Константинополя (с его округой). Подчинялся непосредственно императору. Имел большой штат служащих, военный отряд, тюрьму. В его функции, помимо суд. и полицейских, входили организация снабжения города, регламентация ремесленного производства и торговли (включая цены), контроль над зрелищами. После 1204 фактически должность эпарха была упразднена.

 

ЭПАТАЖ (ЭПАТИРОВАТЬ) (от франц. epater)

- поражать, ошеломлять необычным поведением, скандальными выходками, нарушением общепринятых правил и обычаев.

 

ЭПОХА (от греч. epoche, букв.- остановка)

- продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной  жизни, науке, искусстве и т. д.; качественно новый период развития.

 

ЭРА (от лат. aera, букв. - исходное число)

- в хронологии - начальный момент системы летосчисления, а также сама система летосчисления, напр. христианская, или новая, эра (наша эра) (счет годов от общепринятой в христианстве даты рождения Иисуса Христа); мусульманская эра (хиджра; счет лет от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, по мусульманской традиции, в 622);

- крупный исторический период.

 

ЭРГАСТУЛ (лат. ergastulum), в Др. Риме:

- частная тюрьма для рабов; совокупность рабов поместья.

 

ЭРЛЫ (англ., ед. ч. earl, от др. - англ., eorl - человек, воин)

- старейший английский наследуемый титул и ранг знати в Англии. Родовая знать в Англии раннего средневековья (в противоположность рядовым свободным соплеменникам - керлам). Не дает никакой официальной власти, но является неотчуждаемым, неделимым, соответствует графскому титулу.

 

ЭСЕРЫ (Социалистов-революционеров партия)

- политическая партия в России в 1901-23. Основные требования: ликвидация самодержавия; демократическая республика; права и свободы; 8-часовой рабочий день; социализация земли и др. Использовала различные методы борьбы - от легальных до вооруженного восстания, в тактике значительное место отводила террору (см. Боевая организация эсеров). Численность 50 тыс. членов. Социальный состав: интеллигенция, крестьяне, рабочие. Лидеры партии: В. М. Чернов, А. Р. Гоц, Н. Д. Авксентьев и др. Журнал «Вестник революции», газеты «Революционная Россия», «Знамя труда» и др. В период Революции 1905-07 эсеры участвовали в вооруженных выступлениях в Москве (декабрь 1905), Кронштадте и Свеаборге (лето 1906) и др., имели своих представителей в Советах рабочих и солдатских депутатов, во Всероссийском крестьянском союзе, группу по 2-й Государственной думе (37 депутатов). В 1906 от партии отделились максималисты; партия переживала идейный и организационный кризис. После Февральской революции вместе с меньшевиками эсеры преобладали в Советах, входили в состав Временного правительства, занимали руководящее положение во ВЦИК, Исполкоме Совета крестьянских депутатов, во Временном совете Российской республики (Предпарламенте), получили большинство на выборах в Учредительное собрание. Левое крыло создало самостоятельную партию левых эсеров. После Октябрьской революции участвовали в антибольшевистских выступлениях и правительствах (Комитет членов Учредительного собрания и др.). В 1922 были арестованы 47 руководителей партии, на состоявшемся в июне судебном процессе 14 подсудимых приговорены к смертной казни (исполнение приговора было отложено); впоследствии большинство эсеров репрессировано и уничтожено.

 

ЭСКАЛАЦИЯ (англ. escalation)

- расширение, наращивание (вооружений и т. п.), постепенное усиление, распространение (конфликта и т. п.), обострение (положения и т. п.).

 

ЭСКОРТ (франц. escorte)

- группа кораблей, самолетов, воинское подразделение, назначенное для охранения (прикрытия) и сопровождения. В ВМФ специально назначенные силы для охранения транспортных судов на переходе морем; воздушный эскорт - для сопровождения самолетов командования;

- почетный эскорт - для сопровождения почетных гостей, а также при погребении военнослужащих.

 

ЭСПЕРАНТО

- самый распространённый из искусств, языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого Esperanto (надеющийся) стал названием языка. Использует корни европейских языков, от которых с помощью нескольких десятков аффиксов создаются обозначения понятий из различных сфер действительности. С 1905 ежегодно проводятся международные конгрессы в рамках Всеобщей эсперантской ассоциации (Universala Esperanto-Asocio). Существует также "Всемирное движение эсперантистов за мир" ("Mondpaca Esperantista Movado"). На эсперанто выходят несколько десятков журналов, сборники научных работ, художественные произведения, переводы. На эсперанто переведены Библия, "Энеида" Вергилия, "Гамлет" У. Шекспира, "Фауст" И. В. Гёте, "Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Во весь голос" В. В. Маяковского и мн. др.

 

ЭСТОППЕЛЬ (англ. estoppel - отвод)

- правовой принцип, согласно которому лицо утрачивает право ссылаться на какие-либо факты в основание своих притязаний (напр., в силу состоявшегося ранее судебного решения). Эстоппель применяется также в международном праве.

 

ЭТАП (франц. etape)

- часть пути, дистанции (напр., в эстафете). В России 1822-1917 отрезок пути и место привала партии арестантов, конвоируемых к местам заключения или ссылки; название партии арестантов, сопровождаемой конвоем. После 1917 название группы заключенных, переводимых на новое место;

- отрезок времени, ознаменованный каким-либо качественным изменением, событиями; стадия какого-либо процесса (исторический этап, этап работы).

 

ЭТАТИЗМ (от франц. etat - государство)

- направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. Например, Гегель рассматривал государство как "цель в себе", как высшую из всех целей;

-  в нач. 20 в. в некоторых странах называли политику государственного капитализма. Наибольшее распространение термин  получил применительно к Турции. Принцип этатизма был принят Кемалем Ататюрком и включён (в 1931) в программу Народно-республиканской партии (в 1937) в Конституцию Турецкой Республики как официальная экономическая доктрина. Политика этатизма  позволила Турции добиться ускоренного развития национальной экономики. После 2-й мировой войны 1939-45  доктрина этатизма была  вытеснена теорией "смешанной экономики".

ЭТИКЕТ (франц. etiquette)

- свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах к т. п.);

- в переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.

 

ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

- система взглядов, стремящаяся обосновать социалистический идеал исходя из нравственных принципов. Выдвинута представителями неокантианства в кон. 19 - нач. 20 вв., Э. Бернштейном; составная часть ряда современных социал-демократических концепций. Трактует социализм как этический идеал, опирающийся на основные гуманистические ценности (свободы, справедливости, равенства и др.) и утверждающийся в результате нравственной эволюции и самоусовершенствования людей (как одного из условий становления демократического социализма).

 

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

- этнос, исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле. Основные условия возникновения - общность территории и языка - выступают затем и в качестве её главных признаков. Может возникнуть и из разноязычных элементов (напр., нации Америки). Дополнительными условиями  могут служить общность  религии, близость компонентов в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза формируются характерные для черты материальной и духовной культуры, быта, психологии, появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание - этноним. Сформировавшаяся общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этническая общность стремится к созданию своей социально-территориальной организации.

 

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

- процессы, приводящие к изменению этнических общностей. Различаются процессы этноэволюционные, приводящие главным образом к изменению элементов культуры и быта, и этнотрансформационные, обусловленные взаимодействием этнических общностей или отдельных их частей и приводящие к изменению этнического самосознания, включению групп людей в другие этнические общности, а нередко - к прекращению существования одних и появлению других  этнических общностей. К ним  относятся процессы консолидации (слияние отдельны народов или их частей в более крупные этнические общности, например, племён в народности) и межэтнические интеграции. Последние развиваются внутри многонациональных государств и приводят к сближению живущих там народов и образованию надэтнических  общностей (например, американцы, россияне).

 

ЭТНОГЕНЕЗ (от греч. ethnos - племя, народ и «генез»)

- происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Исторически различаются два типа этногенеза. Первый относится к этнической истории первобытнообщинного и доиндустриального обществ и завершается образованием народностей (преимущественно в раннефеодальный период). В этногенетических процессах второго типа при сложении современных этнических общностей (например, современных народов Америки) решающую роль играли представители уже сформировавшихся народов и процессы аккультурации. Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов процессов, консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).

 

ЭТНОГЕОГРАФИЯ (этническая география)

- раздел этнографии, изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и районов для определения этнических границ, динамики развития и численности народов.

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА (субэтническая группа)

- обособленная часть народности или нации, сохранявшая некоторые особенности языка, культуры и быта (напр., нормандцы во Франции).

 

ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos - племя, народ; также этнология)

- наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С кон. 19 в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в 20 в. связано с концепциями Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Строса.

 

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА (от греч. ethnos - племя, народ и лат. confessio - вероисповедание)

- часть какого-либо народа, культурно-бытовое своеобразие которой - следствие изоляции, связанной с религиозной принадлежностью (напр., друзы в составе ливанцев, сикхи - пенджабцев).

 

ЭТНОЦЕНТРИЗМ (от греч. ethnos - племя, народ и центр)

- склонность человека, этнических и этноконфессиональных групп оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

 

ЭТЦИОНИ (Etzioni) Амитай Вернер (1929)

- закончил Еврейский университет в Иерусалиме (1954) и университет Беркли в США (1958). После получения ученой степени по социологии (Ph.D. in Sociology) в Колумбийском университете, с 1958 г. преподавал в нем, 1979-1980 гг. - старший советник Белого дома по внутренним делам, с 1980 г.- первый профессор университета им. Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, 1994-95 гг. - президент Американской социологической ассоциации и в 1989-90 годах основатель и президентом Международного общества по развитию (улучшению) социально-экономических наук. Вокруг идей и работ А. Этциони в 1990-х гг. сформировалось влиятельное направление в американской социальной теории - комунитаризм. В 1990 группой интеллектуалов в Университете Джорджа Вашингтона (во главе с А. Этциони и В. Галстоном) была сформулирована "Коммунитарная платформа", подписанная в последствии многими общественными деятелями и политиками. 1990-е стали периодом популяризации коммунитаризма в общественно-политических дискурсах (от журнала "Тайм" в США до политической платформы премьера Тони Блэра в Великобритании). Особую роль в этом процессе сыграли журнал "The Responsive Community" и Коммунитарная сеть (Communitarian Network), которая издает журнал и лидером которой является А.Этциони (сеть базируется в Вашингтоне). Практически с самого момента возникновения коммунитаризм развивался как социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в отношениях с государством и бизнесом. Политическая привлекательность коммунитаризма объяснима его центристской ориентацией и идеологической нейтральностью, его способностью фундаментально противостоять любого типа экстремизму. Наиболее популярная и широко воспринятая в социально-политическом контексте идея коммунитаризма воплощена в трехсекторной модели общества, в которой ключевую роль играет партнерский баланс между государством, рынком и сообществами. Этциони является автором двадцати четырех книг, в том числе "Монохромные общества" (The Monochrome Society. - Princeton: Princeton University Press, 2001), "Пределы конфиденциальности" (The Limits of Privacy. - New York: Basic Books, 1999), Новые золотые правила (The New Golden Rule.- New York: Basic Books, 1996), "Дух сообщества" (The Spirit of Community. - New York: Crown Books, 1993), "Моральный аспект: на пути к новой экономике" (The Moral Dimension: Toward a New Economics. - New York: Free Press, 1988), "Хранитель моего брата: Воспоминания и сообщения" (My Brother's Keeper: A Memoir and a Message. - Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2003), "От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям" (From Empire to Community: A New Approach to International Relations. -New York: Palgrave Macmillan, 2004), "Приоритеты безопасности: основания сильной, нравственной (моральной) внешней политики (Security First: For A Muscular, Moral Foreign Policy. - Yale University Press, 2007).

 

 ЭФЕБИЯ (от греч. ephebos - юноша)

- государственная организация в Афинах и Спарте для подготовки свободнорожденных юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе. Окончившие эфебию становились полноправными гражданами.

 

ЭФЕМЕРНЫЙ (от греч. ephemeros - однодневный)

- недолговечный, мимолётный, скоропреходящий.

 

ЭФЕНДИ (тур. efendi, от греч. aphentes, - повелитель, господин)

- в Османской империи форма обращения. Применялась к очень широкому кругу лиц, в частности к духовенству, чиновникам, иностранцам.

 

ЭФОРЫ (эфорат) (греч. ephoroi, букв. - наблюдатели)

- в Спарте коллегия высших должностных лиц, оплот олигархического режима.

 

ЭШАФОТ (франц. echafaud)

- деревянный помост, воздвигавшийся в публичном месте для свершения смертной казни, исполнения позорящих наказаний.

 

ЭШЕВЕНЫ (франц. echevins)

- в городах феодальной Франции должностные лица с административными и судейскими функциями (избирались горожанами или назначались сеньором).

 

ЭШЕЛОН (франц. echelon)

- часть группировки вооруженных сил государства (напр., 1-й стратегический эшелон); элемент оперативного построения (боевого порядка) войск (сил); воинская часть или несколько подразделений, перевозимые в одном железнодорожном поезде или на судне.