И

Поиск по сайту   Для поиска  на странице нажмите "cntr+f"

 

ИБН СИНА (латинизир. Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037) - ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и визиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и др. — содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

 

ИВАНОВ Игорь Сергеевич (р. 1945) - российский дипломат, министр иностранных дел (1998-2004). В 1980-1983 посланник посольства СССР в Испании. В 1984-1986 советник группы при МИД СССР, помощник министра иностранных дел, в 1986-91 в общем секретариате МИД СССР (заведующий отделом, начальник секретариата). В 1991-1992 посол СССР в Испании, в 1992-1995 посол Российской Федерации в Испании. С 1995 первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, с 1998 министр иностранных дел Российской Федерации. В 2004-2007 секретарь Совета безопасности. В 2002 выпустил книгу «Десять лет внешней политики новой России».

 

ИГР ТЕОРИЯ

- раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта, т. е. при явлении, в котором участвуют различные стороны, наделенные различными возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с их интересами. Схемы теории игр охватывают как собственно игры (шахматы, домино), так и различные ситуации, возникающие в экономических, военных и других вопросах.

 

ИГРЫ ДОБРОЙ ВОЛИ

- комплексные международные соревнования; проводятся 1 раз в 4 года (в перерывах между Олимпийскими играми) по инициативе спортивных организаций, деловых кругов и общественности России (до 1992 - СССР) и США. Девиз Игр - «От дружбы в спорте - к миру на Земле!». Первые игры: 4-20.7.1986, Москва (по 18 видам спорта; 3 тыс. спортсменов из 80 стран). Вторые игры: 20.8.-5.9.1990, Сиэтл (по 21 виду спорта; 2,6 тыс. спортсменов из 54 стран). Третьи игры: 23.7.-7.8.1994, С.-Петербург (по 25 видам спорта; ок. 2 тыс. спортсменов из 75 стран).

 

ИДАЛЬГО (исп. hidalgo)

- в средневековой Испании человек, происходящий из благородной семьи и получающий свой особый статус по наследству, передававшийся только по мужской линии. Для доказательства принадлежности к идальго требовалось привести пять свидетелей, которые бы подтвердили, что прадед этого человека имел подобный статус; не менее трех человек из свидетелей должны были также быть идальго. Обладатели этого статуса освобождались от многих налогов, не могли быть подвергнуты казням, считавшимся позорными, - повешение, сожжение, четвертование, растерзание животными. Лишить идальго его статуса было невозможно.

 

ИДЕАЛ (франц. ideal) ПОЛИТИЧЕСКИЙ

- совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта;  политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения, и т. д. Исходя из реалий политической жизни, политический идеал  служит фактором опережающего отражения действительности, побуждающим массы,  личность  действовать в направлении создания лучших форм человеческого бытия и сознания. Отсюда функции политического идеала: прогностическая, регулирующая, оценочная, предметно-деятельностная, интегративная, социализирующая и другие.

 

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях)

- система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания;

- национальная: разновидность идеологических течений, предполагающая постановку властно значимых проблем в качестве составных частей решения национального вопроса. Вырабатывает программу обеспечения культурной самостоятельности и свободы наций, задает цели политического поведения граждан на основе их национальной идентификации;

- политическая: совокупность преимуществу систематизированных представлений топ или иной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели, с помощью политической власти или воздействия на нее.

 

ИЕГОВИСТЫ

- «Общество свидетелей Иеговы», протестантская секта, основана в 1872 в США (шт. Пенсильвания) Ч. Расселом. До 1931 называлась «Международное общество исследователей Библии». Иеговисты признают единым богом Иегову, а Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир - царство сатаны, в близкой битве (армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на земле установится царство божье.

 

ИЕЗУИТЫ (лат. societas Jesu - общество Иисуса)

- католический монашеский орден, основанный в 1537 году Игнатием Лойолой. Утвержден папой Павлом III в 1540 году, в 1550 году от папы Юлия III получил детальное описание своих целей и структуры. В условиях широкого распространения протестантизма и критики традиционного монашества перед иезуитами ставились задачи распространения и защиты веры, а также воспитания «добрых католиков», чему служили проповедь, преподавание и помощь обездоленным. Осуществлению задач ордена служили централизм и иерархия; от киновии иезуиты практически отказались, и любой из них мог по необходимости жить в миру; единое орденское одеяние также отсутствовало.

 

ИЕРАРХ 

- церковный: высший священнослужитель, в православии - архиерей.

 

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

- организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и строго субординированным объемом управленческих решений на каждом уровне.

 

ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros - священный и arche - власть)

- расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в политологии, социологии - для обозначения социальной, политической структуры общества, бюрократии; в общей теории систем - для описания любых системных объектов; в теории организации - принцип управления; в лингвистике различают иерархию уровней (ярусов) языка; в графов теории - иерархический граф (т. н. «дерево»);

- система должностей, званий, чинов, расположенных в порядке подчинения - от низших к высшим. Строгое соблюдение иерархии получило особенное развитие в абсолютистских государствах и в церковных организациях.

 

ИЕРАТИЗМ (от греч. hieratikos - священный)

- торжественная застылость и отвлеченность изображений.

 

ИЕРИНГ (Ihering) Рудольф фон (1818-92) - немецкий юрист. Трактовал право как юридически защищенный практический интерес. Учение Иеринга оказало влияние на формирование ряда правовых доктрин 20 в. - юриспруденция интересов в Германии, юридический прагматизм в США и т. д.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

- коллегиальный орган, созданный для организации и проведения выборов в органы, избираемые непосредственно гражданами. Система, порядок образования и полномочия избирательных комиссий определяются законами о выборах. В Российской Федерации в иерархическую систему избирательных комиссий входят Центральная избирательная комиссия; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии, формируемые при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам; территориальные избирательные комиссии (районные, городские). В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей формируются несколько избирательных комиссий, эти же комиссии могут действовать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований. Низовое звено избирательных комиссий составляют участковые избирательные комиссии. Полномочия и статус избирательных комиссий определены законом. Решения вышестоящей избирательной комиссии обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. В пределах своей компетенции избирательные комиссии независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Организации, должностные лица, средства массовой информации обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности: предоставлять помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование; отвечать на обращения избирательных комиссий; предоставлять возможность публикации информационных материалов избирательных комиссий. Избирательная комиссия имеет право приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. На первом заседании избирательной комиссии из числа ее членов тайным голосованием избираются председатель, его заместитель и секретарь комиссии. Заседания избирательной комиссии созываются председателем комиссии, а также по требованию не менее трети членов с правом решающего голоса. Заседание комиссии правомочно, если в нем приняло участие большинство членов. Заседание Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации правомочно при наличии не менее двух третей членов. Решения об избрании руководящих органов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Другие решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов. При принятии решения в случае равного числа голосов «за» и «против» голос председателя комиссии является решающим. Члены комиссии, не согласные с решением, могут письменно высказать особое мнение. Работники аппаратов Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации являются государственными служащими.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

- совокупность правил и приемов, регламентирующих процесс формирования органов власти путем голосования в ходе выборов;

- установленный в законодательном порядке процесс организации и проведения выборов в органы, институты государственной власти, состоящий из совокупности правил и приемов, ведущих к свободному волеизъявлению населения. В целом избирательная система включает в себя порядок, процесс и основные принципы выдвижения кандидатов на государственные посты, организационно-содержательное и материальное обеспечение выборов, работу с избирателями и другие мероприятия.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

- совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных и судебных органов власти. Избирательное право обычно регламентируется Конституцией и специальными законами о выборах. Оно определяет порядок выдвижения кандидатов, нормы представительства, порядок определения результатов голосования. Избирательным правом называют также право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). В государствах, придерживающихся традиционной французской правовой системы, принимают законодательство о выборах, регулируемое избирательным кодексом — специальным законодательным актом, содержащим в систематизированном виде основные нормы избирательного права. Во Франции консолидированный Избирательный кодекс содержит 365 статей.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КУРИИ

- разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам. Каждая курия заранее избирает определенное число депутатов независимо от своей численности. Деление на избирательные курии встречается редко, поскольку противоречит принципу равного представительства. Деление на национальные курии принято на Фиджи, а на профессиональные курии (функциональные группы) - в Индонезии.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ

- официальный документы, в которые вносятся все граждане по избирательным участкам, имеющие право участвовать в выборах.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ (избирательные квалификации)

- устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права; известны возрастной ценз, ценз гражданства, ценз грамотности, имущественный ценз, образовательный ценз, ценз оседлости, половой ценз, расовый ценз, служебный ценз, языковой ценз. Имущественный, половой, национальный, расовый цензы носят дискриминационный характер, противоречат демократическими принципам избирательного права. Другие избирательные цензы по своей сути не являются дискриминационными, но могут быть использованы в целях ограничения ущемления равенства избирательных прав.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

- избирательный документ для тайного голосования, составленный по утвержденной форме. Избирательный бюллетень содержит фамилии, имена кандидатов на выборах. Официальные избирательные бюллетени изготавливаются государственными органами. В ряде стран используются неофициальные избирательные бюллетени. Во Франции избирательные бюллетени готовят сами кандидатами и баллотирующиеся партии. В Норвегии избиратель на выборах может использовать листок белой бумаги.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ

- основное звено территориальной организации населения для проведения выборов главы государства и представительных органов государственной власти. От каждого округа избирается установленное законом количество депутатов (норма представительства). В зависимости от того, сколько депутатов избирается в каждом избирательном округе, различают одномандатные (униноминальные) и многомандатные (полиноминальные) избирательные округа. Избирательные округа могут быть общегосударственными (при пропорциональной избирательной системе, при выборах главы государства) и региональными (при мажоритарной и иногда при пропорциональной избирательной системе).

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

- часть избирательного округа, территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов. В Российской Федерации избирательный участок образуется с учетом границ районов, городов, городских районов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Выборы на избирательном участке организует и проводит участковая избирательная комиссия.

 

ИЗБРАННАЯ РАДА

- неофициальное правительство Русского государства в конце 1540-1550-х гг. В Избранную раду входили приближенные царя Ивана IV Грозного. Видное положение в Избранной раде занимали думный дворянин А.Ф. Адашев, придворный священник Сильвестр, митрополит Макарий, думный дьяк И.М. Висковатый, князь А.М. Курбский. Рада обсуждала планы государственных реформ, внешней политики и руководила их осуществлением. От мнения Избранной рады зависели назначение военачальников и руководящих лиц центрального и местного аппарата управления, решения по судебным и местническим делам. Важное значение приобрел возглавляемый Адашевым Челобитный приказ, который направлял деятельность других учреждений. Компромиссная политика Избранной рады в сфере распространения прав и привилегий боярства на дворян, несмотря на непоследовательность, была выгодна дворянству. Правление Избранной рады отмечено реформами в области центрального и местного управления и суда (оформление деятельности центральных правительственных учреждений, приказов, отмена кормлений - натуральных и денежных сборов с населения для содержания местного управления, издание Судебника 1550, военными реформами (создание стрелецкого войска, ограничение местничества в армии, издание Уложения о службе). Во внешней политике внимание Избранной рабы было первоначально приковано к востоку (присоединение Казанского и Астраханского ханств), позже стала занимать борьба за Прибалтику. В поддержку присоединения Поволжья, активного противостояния с Крымским ханством выступали идеологи дворянства (И.С. Пересветов), боярства (Курбский) и иосифлянского духовенства (Макарий). Некоторые участники Избранной рады советовали царю, как можно быстрее завершить Ливонскую войну (1558-1583). Изменения во внешней, а также во внутренней политике Ивана IV Грозного привели к падению Избранной рады (1560).

 

ИЗОЛЯЦИОНИЗМ

- направление во внешней политике США (с сер. 19 в.), основанное на идее невмешательства в вооруженные конфликты вне Американского континента. «Изоляционизм» утратил свою роль в политике США после 2-й мировой войны.

 

ИЗОЛЯЦИЯ ЯПОНИИ

- политика искусственной изоляции Японии от внешнего мира, от внешних влияний. В середине 16 в. на японских островах завязалась оживленная торговля с европейцами, что способствовало обострению междоусобных войн феодалов, давало толчок развитию морской торговли, вызывало опасность подчинения Японии европейскими колонизаторами.Главной причиной закрытия страны стало внутреннее положение в стране. Развитие внешней торговли в 15-16 вв. вызвало рост прослойки богатых горожан в морских портах. Их влияние, обусловленное огромными богатствами, стало настолько значительным, что грозило подорвать и сами устои феодального строя. Поэтому феодалам для сохранения своего положения было необходимо нанести удар могуществу этой торговой буржуазии - запретить ей заниматься внешней торговлей. Торговля с иностранцами была монополизирована компанией, не только созданной и контролируемой правительством сегуна, но и организованной с прямым участием правительства в качестве пайщика, а это лишало источника обогащения и торговое сословие, и южных феодалов. После смещения чиновников, виновных в связях с иностранцами, и подтверждения указа о запрещении миссионерской деятельности токугавское правительство перешло к решительным действиям - несколько христиан были казнены, а в 1614 особым указом было введено полное и безоговорочное запрещение иноземной религии. В 1630 прекращен ввоз европейских книг, а также китайских, где имелось малейшее упоминание о христианстве. Под страхом смертной казни с 1636 японцам запрещалось покидать территорию своей страны, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Иностранные же купцы давали специальное обязательство заниматься только торговлей. После подавления симабарского восстания крестьян - католиков сегунат рядом указов окончательно "закрывает" страну для иностранцев, стремясь пресечь любое иностранное влияние. В 1638 по указу Токугава из страны высылаются все португальцы, на испанцев репрессии были распространены еще раньше. Все контакты с западным миром были монополизированы голландцами-кальвинистами, особое положение которых в стране было обеспечено их помощью в подавлении восстания японцев-католиков. Два раза в год был разрешен заход корейских и китайских судов лишь в один порт в стране - Нагасаки.

 

 ИИСУС ХРИСТОС

- согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7, 3), - и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Для ислама Иисус Христос - один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду. С точки зрения секулярной исторической науки, он - явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой половины 1 в. н. э., с деятельностью учеников которого связано начало христианства (и в чьей историчности, вопреки околонаучным предположениям начала 20 в., позднее насаждавшимся советским официозом, нет причин сомневаться), родившийся, по-видимому, несколько раньше 4 года до н. э. (условно принятая точка отсчета нашей эры «от Рождества Христова», предложенная в 6 в., не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку находится после даты смерти царя Ирода), проповедовавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими оккупационными властями около 30 н. э.

 

ИЛЛИРИЗМ

- общественно-политическое и культурное движение 30-40-х гг. в 19 в. в Хорватии и Славонии, отчасти в других югославянских землях. Основная идея иллиризма - создание «Великой Иллирии», охватывающей все южнославянские и часть неславянских областей (их население рассматривалось как один народ, происшедший от коренных жителей Др. Иллирии - иллирийцев). Руководили иллиризмом либеральное дворянство и интеллигенция. Ближайшей целью ведущих идеологов иллиризма (Л. Гай, И. Кукулевич-Сакцинский) было литературно-языковое объединение южных славян как предпосылка для их политического объединения; в 40-х гг. они выступили за автономию Хорватии и Славонии и другие реформы. С победой в 1849 контрреволюции в Габсбургской империи иллиризм потерпел крах.

 

ИЛЬИН Иван Александрович (1882-1954) - российский религиозный философ, правовед, публицист.

В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала «Русский колокол» (1927-30). В 1934 уволен нацистами, с 1938 - в Швейцарии. Автор нескольких сотен статей и св. 30 книг, в т. ч. «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1935, 1962), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Аксиомы религиозного опыта» (т. 1-2, 1953), «Наши задачи» (т. 1-2, 1956). В основе политической доктрины Ильина - учение о власти как многомерном явлении. Источником его представлений о власти является гегельянство, трактующее власть как волевое отношение. Вслед за Гегелем русский мыслитель полагает, что «волевая сила» является родовым признаком или сущностным началом власти. Волевая сила "подразумевает способность волевого воздействия и влияния одного политического субъекта на другой и на ход политических событий в желаемом направлении. Волевой характер воздействия отличает политическую власть от физической силы тем, что способ ее воздействия имеет внутренний, духовный аспект, так как воля является функцией душевно-духовной деятельности человека, хотя Ильин в порядке исключения допускал насилие в качестве крайней меры сопротивления злу, в том числе и в политической сфере общества. Политическую власть, считает Ильин, от других видов власти отличает то, что она является «правовой силой», т.е. она социально сосредоточена и юридически организована. Природа политической власти определяет объем ее распространения на общество: «...все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться». Договорной и добровольный принцип отношений между государством и обществом, лежащий в основе политической философии Ильина, предполагает определенную степень свободы общества и личности, распространяющуюся на творческую активность людей в любой из духовных сфер - научной, религиозной, художественной, от государства. Объем власти определяется способом властвования. Власть, основанная исключительно на принуждении, выражает способность одного политического субъекта принудить другого совершить те или иные действия. Если власть устанавливается силой, т.е. принуждением, то граница между государством и обществом может исчезнуть. Это происходит в силу того, что государство, наделяя себя правом проникать повсюду, организует не только общественную жизнь людей, но предписывает и запрещает и в частной сфере, что в корне противоречит исходному принципу теории естественного права, основанному на нравственных началах справедливости и соблюдения духовного достоинства каждого из подданных государства. Поэтому единственная правильная, наиболее приемлемая и целесообразная форма властвования, по Ильину, состоит «не в мече, а в авторитетном влиянии ее волевого императива». Ильин - идеолог неомонархизма. Монархический идеал (по Ильину) не обязательно должен быть воплощен для всех стран и народов, так как основу монархии составляет определенный уклад нации, ее правосознание. Те народы, у которых эти качества разрушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию как высший политический строй. Для России после крушения коммунизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры».

 

ИМАМ (араб.)

- у мусульман: светский и духовный глава общины; руководитель богослужения в мечети.

 

ИМЕНИТЫЕ ГРАЖДАНЕ

- в России в 1785-1832 сословная группа городского населения из лиц свободных профессий и (до 1807) верхушки купечества. Категория «именитых граждан» в 1832 упразднена с введением звания почетных граждан.

 

ИМИДЖ (англ. image, от лат. imago - образ, вид)

- целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. Особенно важен положительный имидж для публичного деятеля (главы государства, депутата, политика, бизнесмена и т. п.). Положительный имидж такого лица складывается обычно из ряда поведенческих характеристик: привлекательный внешний вид, независимое естественное поведение, грамотная речь, достойные манеры, спокойная реакция на похвалу и критику. Имидж политика специально формируется в результате целенаправленных усилий как его самого, так и его команды. Прежде всего, политик должен обладать способностью быть лидером, смелостью в принятии решения, деловыми качествами. Очень важны также честность и порядочность, компетентность и высокий уровень образованности, надежность и чувство справедливости. Политик должен уметь убедительно и ярко выступить перед людьми, предвидеть ситуацию. От него ожидают заинтересованного отношения к проблемам людей, желания им помочь. Он должен обладать искренностью и доступностью. Внешне политик обязан выглядеть подтянутым, аккуратным, уверенным в своих силах. Также важен имидж бизнесмена, который складывается под влиянием его личности и репутации фирмы. Чрезвычайно важна деловая репутация бизнесмена, на слово которого можно положиться. Естественное стремление бизнесмена к процветанию собственной фирмы не должно вытеснять в его сознании общечеловеческие ценности.

 

ИМИДЖМЕЙКЕР (англ. imagemaker, от image - образ и make - делать, создавать)

- специалист по вопросам создания имиджа государственного деятеля, публичного политика, общественного деятеля и т. п.

 

ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо)

- нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному - трансцендентный.

 

ИММИГРАНТЫ (от лат. immigrans - вселяющийся)

- граждане одного государства, поселяющиеся постоянно или на длительное время на территории другого государства.

 

ИММУНИТЕТ

- в истории: привилегия феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции (суд, сбор налогов, полицейский надзор) без вмешательства представителей центральной власти; способствовал закрепощению крестьян;

-  государства от иностранной юрисдикции: в международном праве - принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера;

- дипломатический: совокупность особых прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам: неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государства пребывания, освобождение от налогов, таможенного досмотра и др. Объем дипломатического иммунитета устанавливается внутренним законодательством государств, а также международными договорами, напр. Венской конвенцией 1961, и международными обычаями;

-  консульский: совокупность льгот и преимуществ, предоставляемых консульскому учреждению и его сотрудникам. Объем консульского иммунитета устанавливается внутренним законодательством государств, а также международными договорами многосторонними (Венской конвенцией 1963 о консульских сношениях) или двусторонними консульскими конвенциями и международными обычаями.

 

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный)

- требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

 

ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ

- правило ответственности депутата представительного органа власти за выполнение наказов своих избирателей, при котором законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверие избирателей. Императивный мандат характерен для избирательного права социалистических государств. В большинстве государствах депутаты не связаны волей избирателей, так как считаются представителями всей нации. В ряде стран императивный мандат запрещен конституциями. Исключение представляет практика императивного мандата в верхней палате германского парламента - бундесрате, который формируется не избирателями, а правительствами федеральных земель: депутаты бундесрата обязаны проводить в жизнь инструкции своих правительств.

 

ИМПЕРАТОР (лат. imperator - повелитель)

- титул некоторых монархов.

 

ИМПЕРИАЛИЗМ (франц. imperialisme)

- в широком смысле - государственная политика, направленная на завоевание территорий, колоний, установление политического или экономического контроля над другими государствами. Термин получил распространение со 2-й пол. 19 в., особенно после выхода работы английского экономиста Дж. Гобсона «Империализм» (1902). В марксизме (работы О. Бауэра (Австрия), Р. Гильферлинга, Р. Люксембург (Германия), В. И. Ленина, Н. И. Бухарина и др.) обозначение высшей стадии развития капитализма - монополистического капитализма.

 

ИМПЕРИЯ (от лат. imperium - власть)

- монархическое государство во главе с императором. Обычно империя - это крупная держава, включающая территории многих народов и стран. Российская империя существовала в 1721-1917 годах. После эпохи Великих географических открытий империями стали называть государства, имеющие обширные колониальные владения. Колониальные империи состояли из метрополии и ее колоний. Британская империя включала наряду с Великобританией ее доминионы и колонии. Последние из колониальных империй прекратили свое существование в 1950-1970 годах. Особенностью империи является различный статус включенных в нее образований. Колонии сохраняют некоторые признаки государственности, для провинций устанавливается статус приграничья или особого этнополитического территориального образования;

- первоначально высшая политическая власть в древнем Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора. Со временем понятие  несколько изменилось. Империей обозначается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера. Империя - одна из первых форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в современном мире.

 

ИМПЕРСКИЕ КНЯЗЬЯ

- в Священной Римской империи сословие непосредственных вассалов императора; пользовались многими привилегиями. Самые влиятельные имперские князья составляли коллегию курфюрстов.

 

ИМПЕРСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

- представителей Великобритании и доминионов в 1911-37. Имперская конференция 1926 признала самостоятельность доминионов во внутренних и внешних делах. После Второй мировой войны созывались совещания, а затем конференции премьер-министров стран Содружества.

 

ИМПЕРСКИЙ СЕЙМ (рейхстаг)

- общеимперское собрание представителей сословий в Священной Римской империи с 12 в. до 1806.

 

ИМПИЧМЕНТ (англ. impeachment - порицание, обвинение)

- правовая процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства. Импичмент можно интерпретировать как критерий уровня развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей государственной элиты со стороны населения и демократических политических институтов;

- процесс отрешения от должности и привлечения к судебной ответственности высших должностных лиц. В государствах с республиканской формой правления импичмент предусматривается для главы государства (президента) в случае его государственной измены или покушения на конституцию. В США процедура импичмента формально может быть применена ко всем гражданским служащим. Схема импичмента была разработана Конституцией США 1787 года: нижняя палата парламента должна сформулировать и выдвинуть обвинение, а верхняя палата рассмотреть обвинение и принять решение в качестве судейской инстанции. В ряде стран право выдвигать обвинение принадлежит парламенту, а окончательное решение принимает один из высших судов: Конституционный суд - в Германии, Италии, Болгарии; Верховный суд - в Португалии, Финляндии, Румынии; Высокая палата правосудия - во Франции. При импичменте наказание ограничивается отрешением от должности, но должностное лицо, отстраненное от должности в порядке импичмента, в дальнейшем может быть подвергнуто уголовному наказанию в обычном судебном порядке. В Российской Федерации используется близкая к импичменту категория отрешения от должности.

 

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ (от лат. impleo - наполняю, исполняю)

- осуществление, исполнение государством международных правовых норм. Каждое государство само определяет методы и средства имплементации. В международном договоре также может быть предусмотрена необходимость издания закона или иного акта для его осуществления.

 

ИМПОЗАНТНОСТЬ (от франц. imposant - внушительный)

- внушительность, величественность, представительность.

 

ИМПОРТ (от лат. importo - ввожу)

- ввоз товаров в страну из-за границы.

 

ИНАУГУРАЦИЯ (англ. inauguration)

- торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства или территориально-административной единицы. Аналог инаугурации при монархической форме правления - коронация. Выступая в качестве символа государственности, инаугурация призвана подчеркнуть значение высшей государственной должности. Ключевой момент процедуры инаугурации - принесение главой государства присяги на конституции или священной для народа книге, например, на Библии. В соответствии с Конституцией Российской Федерации вновь избранный президент Российской Федерации при вступлении в должность, приносит присягу, положив правую руку на Конституцию. На церемонии инаугурации присутствуют депутаты Федерального Собрания и судьи Конституционного суда Российской Федерации. Текст присяги утвержден конституцией. После произнесения присяги президент считается вступившим в должность. Затем звучит Государственный гимн Российской Федерации, над президентской резиденцией поднимается президентский штандарт, производится 33-кратный пушечный салют. Во время инаугурации президенту вручается особый знак «За заслуги перед Отечеством», существующий в единственном экземпляре. Принесение присяги является актом конституционно-правового значения. Только в случае нарушения присяги возможна процедура импичмента. Период времени между избранием нового президента и его вступлением в должность предназначен для передачи государственных дел прежним президентом вновь избранному. В Конституции Российской Федерации различаются понятия «вновь избранный президент Российской Федерации» и «вступивший в должность вновь избранный президент Российской Федерации». Вновь избранный президент принимает отставку прежнего правительства, но предложить Государственной думе кандидатуру нового председателя правительства Российской Федерации он сможет только после вступления в должность.

 

ИНВЕКТИВА (от позднелат. invectiva oratio - бранная речь)

- разновидность сатиры, гневное письменное или устное обвинение, памфлет; диатриба.

 

ИНВЕНТАРНЫЕ ПРАВИЛА

- в России законодательные акты 1847-48, которые определяли размеры наделов и повинности помещичьих крестьян в трех губерниях Юго-Западного края - Киевской, Волынской и Подольской. Предполагалось в начале 1850-х годов реализовать инвентарные правила и в Северо-Западном крае, но правительству не удалось провести это преобразование, вызывавшее крайнее недовольство помещиков. Сохраняя крепостное право, инвентарные правила значительно его регламентировали: наделы объявлялись в вечном пользовании помещичьих крестьян, а повинности фиксировались государством. Таким образом, право дворян-помещиков на землевладение, находящееся в пользовании крепостных, оказалось неполным. Идея инвентаризации, исключавшая в перспективе безземельное освобождение крестьян, была высказана П. Д. Киселевым в середине 1830-х годов. При подготовке крестьянской реформы 1861 либеральная бюрократия в борьбе со сторонниками безземельного «остзейского» варианта освобождения крестьян использовала идею инвентаризации, хотя дворянство Северо-Западного края соглашалось лишь на безземельное освобождение. Статья о постоянном (то есть вечном) пользовании крестьян наделами на время переходного периода сохранилась в «Положениях 19 февраля 1861».

 

ИНВЕРСИОННО-РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ ВЛАСТИ

показывает явление политического через степень концентрации ресурсов и их конвертацию во власть. Данная модель исходит из определения политики как способа конвертации ресурсов во власть. В ней используется классическое определение принятого в логике понятия «инверсии как переворачивание смысла, сущности, замена «белого» «чёрным». (См. инверсия в политике)

 

ИНВЕРСИЯ В ПОЛИТИКЕ  (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) 

– есть преобразование экономического, социального, духовного значения (смысла) ресурса в политический. Инверсия политическая - это политический механизм конвертации ресурсов во власть. При этом власть проявляется через степень концентрации ресурсов, приводящую к возникновению права регулирования отношений, управления отношениями. Как и все политические механизмы конвертации ресурсов во власть, политическая инверсия характеризуется количественно-качественной мерой возможности осуществления регулятивной (управляющей) деятельности, позволяющей с помощью определенных преобразований получить желаемый политический результат (достигнуть цели, реализовать интерес или удовлетворить потребность). Реальная политика выступает как способ конвертации ресурсов (финансовых, экономических, информационных и т.д.) во власть.

 

 ИНВЕСТИЦИИ (нем. Investition, от лат. investio - одеваю)

- долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные (вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) инвестиции.

 

ИНДЕКС СТОИМОСТИ ЖИЗНИ (бюджетный индекс)

- индекс цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребление определенных категорий населения. Призван отразить изменения рыночной стоимости основных элементов потребительских расходов, связанные с ростом розничных цен на товары и тарифов на услуги. Индекс стоимости жизни применяется для корректировки доходов населения в условиях хронической инфляции.

 

ИНДЕКСАЦИЯ

- метод сохранения реальной величины денежных требований и различных доходов в условиях инфляции. При индексации сумма платежей пересчитывается пропорционально индексу за период от подписания до исполнения обязательств. Используются индексы оптовых цен (при индексации ценных бумаг), розничных цен (для гарантирования заработной платы, пенсий, пособий), реже индексы цен экспортных товаров, изменения курса валюты.

 

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifferens, родительный падеж indifferentis - безразличный)

- равнодушие, безучастность, безразличие.

 

ИНДОКТРИНАЦИЯ  (англ. indokrination от лат. in - внутрь и doktrina - учение, теория, доктрина)

- насильственное навязывание личности (группе, народу) ценностей, целей, идеологий теми или иными субъектами или институтами власти;

- введение, приобщение, ознакомление с какой-либо теорией, доктриной;

- целенаправленное распространение какой-либо политической идеи, доктрины, учения в обществе или общественном слое для формирования определенного общественного сознания.

 

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат. indulgentia - милость)

- в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства.

 

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

- процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу. Источниками средств для индустриализации могут быть как внутренние ресурсы, так и кредиты, инвестиции капиталов из более развитых стран. Сроки и темпы в различных странах неодинаковы (напр., Великобритания превратилась в индустриальную в середины. 19 в., а Франция - в начале 1920-х гг.). В России индустриализация успешно развивалась с кон. 19 - нач. 20 вв. После Октябрьской революции (с конца 1920-х гг.) индустриализация форсировано осуществлялась тоталитарным режимом насильственными методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства;

- в СССР: инициированный партией большевиков во главе с И. В. Сталиным процесс создания современной промышленности (техническая модернизация) и индустриального общества. Постепенная индустриализация шла в России со времен промышленного переворота 19 века. Но со всей остротой эта проблема стала в СССР в 1920-е гг. «Левая оппозиция» требовала ускорения темпов индустриализации, а «правый уклон» - эволюционного экономического развития, постепенного накопления средств для строительства новых промышленных предприятий. Неспособность нэпа обеспечить быструю техническую модернизацию производства стала важнейшей причиной его свертывания в 1929.

 

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (промышленное общество)

- обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен-Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50-60-х гг. 20 в. (Р.Арон, У. Ростоу, Д. Белл и др.). Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства (см. Индустриализация), урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников, становлением демократии, гражданского общества и правового государства. Капитализм в теориях индустриального общества рассматривается как его ранняя ступень (европейские страны в 19 - нач. 20 вв.). В ряде стран противоречия становления индустриального общества привели в 20-30-х гг. 20 в. к возникновению тоталитарных режимов (Тоталитаризм). В кон. 20 в. индустриальное общество переходит к постиндустриальному обществу.

 

ИНЖИНИРИНГ (англ. engineering, от лат. ingenium - изобретательность; выдумка; знания)

- одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой - предоставление услуг по доведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства;

- инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчётно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, то есть комплекс коммерческих услуг по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов.

 

ИНИОН - ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

- основан в 1918 в Москве. До 1936 в системе Коммунистической академии, с 1936 в ведении АН СССР (в 1938-69 Фундаментальная библиотека общественных наук, с 1969 ИНИОН). Фонд (1993) ок. 13 млн. учетных единиц.

 

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio - розыск)

- в католической церкви в 13-19 веков особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 веках одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.

 

ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ в СССР

- чехословацкие, польские, румынские, югославские, французские части, соединения и объединения, сформированные на территории и с помощью СССР в годы Великой Отечественной войны и участвовавшие в вооруженной борьбе на советско-германском фронте. Всего было сформировано 2 армии, 3 армейских, танковый и авиационный корпуса, 30 различных дивизий, 31 бригада, 182 полка и др. (общей численностью св. 550 тыс. человек).

 

ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ

- лица, не являющиеся гражданами данной страны и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству какого-либо другого государства. Имеют специальный статут.

 

ИНОСТРАННЫЙ ЛЕГИОН

- наемные военные формирования Франции и Испании в 19 - сер. 20 вв. Французский иностранный легион участвовал в 1-й и 2-й мировых войнах, в войне во Вьетнаме (1946-54) и в Алжире (1954-62). Испанский иностранный легион в годы гражданской войны в Испании 1936-39 действовал на стороне мятежников.

 

ИНСИНУАЦИЯ (от лат. insinuatio, букв. - вкрадчивость)

- клеветническое измышление, злостный вымысел.

 

ИНСПЕКЦИЯ (от лат. inspectio - осмотр)

- орган, осуществляющий контроль за соблюдением установленных государством правил (напр., правил пожарной безопасности, дорожного движения).

ИНСПИРАЦИЯ (от лат. inspiratio - вдохновение, внушение)

- наущение, подстрекательство. Инспирированный - вызванный чьим-либо подстрекательством, внушением.

 

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

- процессы закрепления  общественных  (политических, социальных, экономических, духовных) отношений в нормах (правилах, санкциях и т.п.)  права и (или) морали, характеризующийся формализацией и упорядочением процессов производства, организации политических отношений, ведущих к воспроизводству политической системы общества, воспроизводству сложившихся общественных (политических, социальных, экономических, духовных) отношений. Процессы политической институализации определяются двумя основными характеристиками – легальностью и легитимностью, что является принципиально важным для научного политологического анализа современного политического процесса. Легальность является выразителем формальной, официальной стороны процессов институализации. Легитимность выступает отражением институционального взаимодействия государственно-властной сферы со сферой интеллектуально-народных (неофициальных) политических идеологем, включенных в социально-мифологический контекст социально-политической системы.

 

ИНСТИТУТ (от лат. institutum - установление, учреждение)

- политический: закрепленные и зафиксированные (документально, юридически или морально)  нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции,  принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества. Институты выступают основными нормативными регуляторами, формирующими систему конкретного политического поведения и деятельности. Регулирующая по отношению к гражданскому обществу функция политических институтов непосредственным образом связана, с одной стороны,  с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима, с другой стороны с нормами морали (нравственности) функционирующего гражданского общества;

- социальный: первоначальное обозначение совокупности норм права, регулирующих социально-правовые отношения в различных сферах общества (напр., институт брака, родства); в широком смысле - элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни - совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения: экономические институты (напр., собственность, заработная плата), политические институты (власть, выборы, насилие), воспитательные институты и др.;

- название различных специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т. п.), а также научно-исследовательских учреждений;

- в России до 1917 - название привилегированных средних учебных заведений закрытого типа.

 

ИНСТИТУТ ГЭЛЛАПА

- обиходное название Американского института общественного мнения (American Institute of Public Opinion), а также других учреждений по изучению общественного мнения основанных Джорджем Гэллапом. Основан в 1935, проводит регулярные опросы населения по проблемам внутренней и внешней политики, пользуется международным авторитетом как один из наиболее надежных источников информации о состоянии общественного мнения в США и в мире.

 

ИНТЕГРАЦИЯ (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый)

- понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию;

- политическая: объединение, слияние политических сил в рамках государственных или межгосударственных структур, политических институтов с целью достижения определенной политической общности, стабильности развития государств и обществ;

- экономическая, форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок — зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.);

- процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

- условный собирательный термин. Включает права, относящиеся к литературному, художественному и научному произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (т. е. авторские права); научным открытиям, изобретениям и другим правам, связанным с различными видами промышленной собственности, а также с защитой от недобросовестной конкуренции. В 1967 подписана Международная конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности. Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при президенте Российской Федерации создано в 1992.

 

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный)

- общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин «интеллигенция» введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах;

- в политике  занимает место, которое определяется фактическим разделением труда и общественной организацией в целом. Это место зависит от содержания деятельности интеллигенции, которая может быть либо творчески - пассионарной либо институционализировано - репродукционной, а также от свойств среды, в которой статуирована эта часть населения.

 

ИНТЕЛЛИДЖЕНС СЕРВИС (англ. Intelligence Service)

- общее наименование разведывательных и контрразведывательных служб Великобритании.

 

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ (от лат. intensio - напряжение, усиление и facio - делаю)

- усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности.

 

ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio - стремление)

- термин, обозначающий намерение, цель;

- в философии стоиков интенция (греч. tonos - «напряжение») характеризует активную и упорядочивающую функцию пневмы (или мирового вещества). В средневековой философии термин «интенция» использовался для обозначения воли и ее целей.

 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ (англ. interactive - взаимодействующий)

- диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средством массовой информации (интерактивное телевидение, интерактивный опрос).

 

ИНТЕРВЕНЦИЯ (от позднелат. interventio - вмешательство)

- насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция может быть военной (одна из форм агрессии), экономической, дипломатической. Все виды интервенции несовместимы с Уставом ООН и запрещены международным правом.

 

ИНТЕРВИДЕНИЕ

- международная организация телевидения, основана в 1960 в рамках Международной организации радиовещания и телевидения. Местопребывание - Прага.

 

ИНТЕРЕС (от лат. interest - имеет значение, важно)

- в социологии - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений — мотивов, идей и т. п. — участвующих в них индивидов, социальных групп;

- в политике является непосредственной основой политической идеологии и мотивами деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную;

- в психологии — отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.

 

ИНТЕРНАЛИЗМ (от лат. internus - внутренний)

- методологическое направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы. Возник в кон. 30-х гг. 20 в. как реакция на экстернализм.

 

«ИНТЕРНАЦИОНАЛ» (франц. L'Internationale, от лат. inter - между и natio - народ)

- пролетарский гимн, партийный гимн российской социал-демократии (с 1906), КПСС (с 1944) и других коммунистических и рабочих партий. Текст Э. Потье, музыка П. Дегейтера. Впервые исполнен лилльским хором рабочих 23.6.1888. Русский текст создан в 1902 поэтом А. Я. Коцем. В 1918-43 гимн СССР.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й (Международное товарищество рабочих)

- международная организация. Основана в Лондоне 28.9.1864. Руководители - К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксом были составлены «Учредительный манифест Международного товарищества рабочих», устав и большая часть воззваний, циркуляров и решений 1-го Интернационала. В нач. 1870 в Женеве была основана Русская секция 1-го Интернационала. В 1870-х гг. деятельность 1-го Интернационала в европейских странах прекратилась; формально он был распущен в 1876.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛ 2-й

- международное объединение социалистических партий, основан в Париже в 1889. Создан при непосредственном участии Ф. Энгельса. Постоянный исполнительно-информационный орган (с 1900) - Международное социалистическое бюро. Распался в связи с началом Первой мировой войны.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛ 3-й

- Коммунистический интернационал   (Коминтерн, 3-й Интернационал), в 1919-43 международная организация, объединявшая компартии различных стран. Состоялось 7 конгрессов: 1-й (учредительный) - март 1919; 2-й - июль - август 1920; 3-й - июнь - июль 1921; 4-й - ноябрь - декабрь 1922; 5-й - июнь - июль 1924; 6-й - июль - сентябрь 1928; 7-й - июль - август 1935. Распущен в 1943.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛ 4-й

- международное троцкистское объединение, учрежденное в 1938 в Париже. В последующем раскололся на ряд групп.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

- международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий; противоположен национализму.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРИГАДЫ

- боевые интернациональные формирования, сражавшиеся на стороне Испанской республики в период гражданской войны 1936-39. Входили добровольцы из 54 стран; их общая численность приблизительно 35 тыс. человек.

 

ИНТЕРНИРОВАНИЕ (от франц. interner - водворять на жительство)

- принудительное задержание одним воюющим государством граждан другого воюющего государства или нейтральным государством - военнослужащих воюющих сторон. Режим интернирования регулируется Женевскими конвенциями 1949 о защите гражданского населения во время войны и об обращении с военнопленными, Гаагскими конвенциями 1907 о правах и обязанностях нейтральных держав в случае войны.

 

ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ (от лат. interpellatio - прерывание речи, требование)

- в государствах с парламентской формой правления требование группы депутатов, обращенное к правительству или конкретному министру, дать объяснение по поводу внутренней или внешней политики или по конкретному вопросу. Интерпелляция отличается от обычных депутатских вопросов процедурой внесения и правовыми последствиями. Ответ правительства или министра на интерпелляцию может повлечь общие дебаты о доверии органам исполнительной власти.

 

ИНТЕРПОЛ

- Международная организация уголовной полиции создана в 1923 как Международная комиссия уголовной полиции (МКУП) для борьбы с общеуголовными преступлениями с центром в Вене. В 1938 прекратила существование. В современном виде воссоздана в 1946 со штаб-квартирой в Париже. Члены (2001) - 179 государства (в т. ч. Российская Федерация). С 1989 штаб-квартира в Лионе, Франция.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. interpretatio)

- истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык;  построение моделей для абстрактных систем.

 

ИНТИФАДА (араб. «освобождение от ярма», «потрясение»)

- движение сопротивления палестинских арабов израильской оккупации. Первая интифада началась 8 декабря 1987 в лагере беженцев Джебалия в секторе Газы. Восстание было спровоцировано наездом еврейского грузовика на толпу. Она включала как мирные (бойкот товаров), так и вооруженные методы борьбы (нападения на еврейских поселенцев, забрасывание военных и полицейских камнями, бутылками с зажигательной смесью). В интифаде широко участвовали подростки и даже дети. Движением руководила Организация Освобождения Палестины во главе с Я. Арафатом (хотя восстание группировки ФАТХ против Арафата в 1984 также называлось «интифада»). Движение затихло к 1993, хотя теракты продолжались. Вторая интифада началась 29 сентября 2000 года, после многомесячных переговоров об объявлении о начале процесса признания Израилем независимости арабской Палестины. Формально поводом к ней стал визит А. Шарона на Храмовую гору (Аль-Акса), поэтому арабы называют вторую интифаду Аль-Акса. Во второй интифаде палестинцы используют террористов-камикадзе.

 

ИНТУИЦИЯ (ср. - век. лат. intuitio, от intueor - пристально смотрю)

- постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

 

ИНФАНТ (от лат. infans - юный, дитя)

- в Испании и Португалии титул принцев королевского дома; женский род  - инфанта.

 

ИНФЛЯЦИЯ (от лат. influtio - вздутие)

- процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег. Проявляется в повышении стоимости жизни и росте цен. Инфляция обычно возникает как реакция на несбалансированность государственных доходов и расходов, монополизацию экономики, опережающий рост издержек производства (в частности, заработной платы) по сравнению с ростом производительности труда, несбалансированность платежных отношений между странами и др. Различают ползучую (умеренную) инфляцию - непрерывный рост цен в пределах 10% в год; галопирующую - стремительный рост цен от 20 до 200% в год; гиперинфляцию - как правило, рост цен св. 50% в месяц. В 20 в. умеренная инфляция - нормальное явление для экономически развитых стран. Меры антиинфляционной политики: сокращение государственных расходов, повышение налоговых ставок, «замораживание» заработной платы, контроль за денежной массой (см. также Дефляция) и др.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

- сфера деятельности государства, основанная на воздействии с помощью информации на личность и гражданское общество как субъекты политики, а так же на другие государства и международные сообщества в интересах политического режима.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

- сфера деятельности местного самоуправления, основанная на воздействии с помощью информации на личность, гражданское общество и государство в интересах местного сообщества.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

- сфера деятельности, связанная с политическими отношениями, сутью которых является распределение власти и влияния между группами, нациями, государствами основанное на возможностях и способностях личности, гражданского общества и государства, как субъектов политики,  воздействовать с помощью информации друг на друга, а так же на другие государства и международные сообщества.  Информационное воздействие носит целенаправленный характер, как в собственных интересах субъектов политики, так и в интересах  нации  (страны), политической системы и глобальных интересах.

 

Информационная революция

- совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.

Первой стало изобретение письменности 5-6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем - независимо, но несколько тысяч лет спустя - в Китае, и еще на 1500 лет позднее - майя в Центральной Америке. Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н. э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда были записаны в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся устно. О первых двух революциях у нас нет практически никаких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению. Конец XX в. называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией - распространением компьютеров и Интернета».

Немного иная  классификация информационных революций была предложена П. Дракером (Druker P. The Information Revolution // Forbes ASAP. 24.08.1998). В соответствии с ней первая такая революция в истории человечества произошла в результате изобретения письменности, вторая – появления книги; третья - в результате серии изобретений: телеграфа, телефона, радио, телевидения. Появление компьютера положило начало четвертой, т.е. современной информационной революции. П. Дракер считает, что главный вопрос информационной революции таков: "в чем смысл информации и каково ее назначение?" Он основывается на постулате, что информация, с которой мы имеем дело в обычной жизни, представляет собой не застывшее явление, данное "на века", но, как и множество других процессов, способна изменяться революционно. Более того, он полагает, что постановка вопроса ведет к кардинальному перераспределению задач, "возложенных" на информацию, а вместе с тем - и на организацию учреждений, которые призваны выполнять эту задачу. Таким образом, в конце XX в. информация превратилась в стержневой принцип, от которого зависят другие современные социально-экономические процессы. Это связано с тремя причинами. Во-первых, производство информации стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. Если в начале минувшего столетия преобразованию подвергались в основном материальные объекты и энергетические процессы, а информационные выполняли вспомогательную и обслуживающую роль, то теперь центр тяжести сместился в сторону информационной деятельности. В развитых странах мира свыше 80% затрат в сфере производства в стоимостном и временном выражении падает на работу с информацией. Во-вторых, информация составляет основу информационных технологий, во многом определяющих содержание, масштабы и темпы развития других технологий, благодаря чему оказывает сильное влияние на все стороны жизни общества. В-третьих, производство информации инициировало информационный взрыв, прогремевший совсем недавно (о нем речь пойдет отдельно). Информация "породила" информационный демон, она и должна его "убить".

С информационной точки зрения, происходит и существенное уплотнение "социального" времени общества, т.к. в одном и том же временном интервале происходит все большее количество социально значимых событий по сравнению с тем, что имело место ранее. Превращение науки в массовую специальность, дифференциация и интеграция наук, расширение фронта проводимых комплексных и междисциплинарных исследований привели к небывалому росту знания и еще гораздо большему росту потока информации в обществе во всех сферах. Мировое сообщество все более осознает со всей очевидностью, что информационные и интеллектуальные ресурсы составляют большую часть национального богатства. Сегодня темпы научно-технического прогресса и развития всего общества в значительной степени определяются скоростью переработки информации. В связи с происходящими изменениями произошла и своеобразная универсализация понятия технологии, имевшего отношение ранее к сугубо производственной сфере (технология как способ или метод воздействия орудий труда на предмет труда для получения продукции с необходимыми свойствами).

В настоящее время происходит переход от линейного (по цепочке "наука-производство-потребление") к системному, синергетическому описанию инновационного процесса. Для характеристики уровня технологического развития той или иной страны вводится понятие национальной инновационной системы (НИС). Под НИС понимается "такая совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая - это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, передавать и хранить знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии".

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

- термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации.

 

ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio - разъяснение, изложение)

- первоначальная - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с сер. 20 в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (см. Генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики.

 

ИНФРАСТРУКТУРА (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение)

- совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуры. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс т. н. инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).

 

ИНЮРКОЛЛЕГИЯ

- Российская «Инюрколлегия» ведет за границей гражданские дела граждан и организаций (наследственные, алиментные, бракоразводные и т. п.), а также оказывает юридическую помощь по гражданским делам иностранным гражданам и организациям. Создана в 1937.

 

ИСЛАМ (араб., букв. - покорность)

- монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); милостыня в пользу бедных (закат); пост в месяце рамадан (саун); паломничество в Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

- в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти, государственный субъект политической системы, определяющий способ организации общества, основанный на монопольном праве регулирования общественных отношений, опирающемся на средства и меры принуждения. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества. Исполнительная власть осуществляет функции управления государственными делами, основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Помимо управления исполнительной власти принадлежат полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, административного контроля. Большинство конституций формально наделяют исполнительной властью главу государства - в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках, или правительство - в республиках смешанного типа. На самом деле в парламентарных монархиях и республиках исполнительная власть полностью принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, в республиках смешанного типа и президентских республиках осуществление исполнительной власти происходит под руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне функции исполнительной власти возложены на органы регионального и местного управления и самоуправления. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти. Глава исполнительной власти является высшим руководителем органов государственного управления на общенациональном, региональном или местном уровне. На общенациональном уровне в монархических государствах главой исполнительной власти формально является монарх. В парламентарных монархиях главой исполнительной власти фактически является глава правительства. В президентских республиках - президент, в парламентарных - формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках - президент, но иногда формально глава правительства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации главой исполнительной власти на федеральном уровне формально является председатель правительства Российской Федерации, но фактически - президент Российской Федерации. Дуализм исполнительной власти (от лат. dualis - двойственный) является характерной чертой республик смешанного типа, где существуют сильный всенародно избранный президент и ответственное перед парламентом правительство. При этом исполнительная власть распадается на два лагеря: президент и его администрация - с одной стороны, премьер-министр и правительство - с другой. Особенно ярко дуализм исполнительной власти проявляется, когда президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям. Примером дуализма исполнительной власти могут служить ситуации во Франции 1986-1988 годов, на Украине 2006-2007 годов. Согласно конституционно-правовой доктрине США президент, как глава исполнительной власти, обладает привилегией исполнительной власти, которая заключается в праве не предоставлять органам Конгресса США (в том числе следственным комиссиям) запрашиваемые сведения под предлогом того, что они содержат государственную или военную тайну.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

- рабочий орган международных и национальных общественных организаций. В СССР исполнительный комитет являлся постоянным распорядительным органом исполнительной власти различных уровней Советов депутатов. Исполнительный комитет (исполком) избирался соответствующим Советом на срок его полномочий из числа депутатов и решал вопросы руководства хозяйством и социально-культурного строительства. Вышестоящий исполнительный комитет имел право отменять решения и распоряжения нижестоящего Совета. Система взаимоотношений между вышестоящими и нижестоящими исполкомами строилась на началах демократического централизма.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ Русской социально-революционной партии

- самоназвание групп революционных народников, сторонников политической борьбы и террора: в феврале 1878 - январе 1879 в Киеве кружка В. А. Осинского (Южный ИК); в феврале - июне 1879 в С.-Петербурге фракционные группы «политиков» внутри «Земли и воли»; с июня 1879 группы участников Липецкого съезда, составивших позднее исполнительный комитет «Народной воли», который стал руководящим центром и боевым ядром организации в 1879-83 (А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов и др., в разное время 36 членов). После убийства императора Александра II (1.3.1881) большая часть членов исполнительного комитета арестована, некоторые эмигрировали. Исполнительный комитет прекратил деятельность в результате предательства С. П. Дегаева («дегаевщины»).

 

ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

- в Российской Федерации орган, на который возложено исполнение наказания в виде лишения свободы. Система исправительных учреждений включает исправительные колонии, тюрьмы и воспитательные колонии (Пенитенциарная система).

 

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ЛАГЕРЬ (ИТЛ)

- в СССР в 1929-56 одно из мест отбывания наказания в виде лишения свободы. Система ИТЛ под несколько иным названием существовала в 1918-19, включала особые лагеря принудительных работ, куда направлялись лица, представлявшие опасность для советского строя. Эта чрезвычайная система мест лишения свободы существовала параллельно с системой общих мест заключения Наркомюста и не регулировалась исправительно-трудовыми кодексами. Положением об ИТЛ (1930) особые лагеря и лагеря принудительных работ были преобразованы в единую систему ИТЛ ОГПУ; одновременно был расширен контингент лиц, подлежащих направлению в них для отбывания наказания. В ИТЛ существовала система принудительного труда: заключенные в массовом порядке использовались на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектов на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. Были созданы управления, объединявшие множество ИТЛ: Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Дальстрой НКВД-МВД СССР, Соловецкий ИТЛ (УСЛОН), Беломорско-Балтийский ИТЛ и комбинат НКВД, Воркутинский ИТЛ, Норильский ИТЛ и др. В 1934 ИТЛ были переданы в ведение вновь образованного НКВД (затем МВД). Они стали неотъемлемой частью системы массовых репрессий в период сталинизма; прямые ведомственные предписания НКВД-МВД вели к произволу лагерной администрации, игнорированию прав осужденных, издевательствам, жестокости. В 1956 ИТЛ были ликвидированы.

 

ИСТЕБЛИШМЕНТ (англ. establishment - установление; учреждение)

- общественно-политические круги, оказывающие влияние на политическую, экономическую и общественную жизнь. Также во многом формирует общественное мнение по самому широкому спектру международной и внутриполитической жизни.

 

ИСТОН Дэвид (1917) - один из ведущих американских политологов.

Основной вклад Истона в политическую науку связан с адаптацией и применением принципов и методов системного анализа к изучению функционирования политических систем, а также с исследованием проблем политической социализации. Истон акцентирует внимание на том, что политическая система - это не простое взаимодействие ее структур, а постоянно изменяющая, функционирующая, динамичная субстанция. Ученый задается вопросом о роли различных структур в поддержании непрерывного функционирования политической системы. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе осуществляется распределение ценностей и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Рассматривая любую политическую систему с точки зрения функционирования, он использует кибернетический принцип замера показателей   функционирования   на «входе» и на «выходе» системы. На «входе» - это запросы и потребности граждан, а на «выходе» - решения и действия властей.

Д.Истон выделил следующие разновидности легитимности: идеологическую, структурную и личную. Идеологическая легитимность основана на соответствии власти определенной идеологии. Граждане убеждены в ценности существующего политического строя как самогопередового. Они разделяют идеологические установки правящей элиты. Власть с помощью интенсивной пропаганды поддерживает приверженность граждан официальной идеологии. Такой тип легитимации власти существовал в СССР, где идеология обосновывала правомерность режима. Структурная легитимность опирается на приверженность граждан механизму и нормам политического режима. Граждане доверяют существующей системе власти с устоявшимися, отработанными механизмами формирования ее институтов. В качестве примера можно привести Великобританию с ее демократическими традициями и парламентаризмом. Личная (персонализированная) легитимность опирается на одобрение массами власти конкретного лидера. Люди доверяют этому лидеру, убеждены в его способности должным образом использовать политическую власть. Личная легитимность близка к харизматической, но не тождественна ей. Харизма базируется на вере, близкой к фанатической, на преклонении и готовности подчиняться. Персонализированная легитимность базируется на заслуженном авторитете, уважении, на рациональном расчете.

Основные работы Д. Истона - «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965, «Системный анализ политической жизни» (1965).

 

ИСТОРИЗМ

- принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма — в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании — Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. В современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

- направление политэкономии, возникшее в сер. 19 в. в Германии. Ближайшим предшественником исторической школы был Ф. Лист. Название получила от исторического метода, который ее теоретики (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс и др.) пытались ввести в политэкономию. Представители исторической школы видели задачу политэкономии в описании хозяйственных явлений, отрицали наличие общих для всех стран объективных экономических законов, подчеркивали неповторимость путей экономического развития каждой отдельной страны. Историческая школа по существу подменяла политэкономию т. н. учением о национальной экономии. К 70-80-м гг. 19 в. историческая школа вытесняется другими школами политэкономии. Основные идеи исторической школы были развиты представителями новой (молодой) исторической школы.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

- направление в юридической науке 19 в. (особенно в Германии). Представители исторической школы права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) выступали против идей естественного права.

 

ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном)

- процесс развития природы и общества;

- комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история, историческая география, историография и др. Органические части истории как комплекса наук - специальные исторические науки археология и этнография. История различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т. д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т. д.). История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

 

ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ

- все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др. Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково.

 

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

- акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права. Основными видами источников права являются нормативные правовые акты и правовые обычаи, судебные прецеденты, международные договоры, внутригосударственные договоры нормативного содержания.